Что называют итальянским карандашом (черный мел)

История создания

Итальянский карандаш получил широкую известность начиная с XV века, однако до этого уже использовался в эпоху треченто (XIV век). Называется подобным образом он только в России. Повсеместно материал носит иное название — «черный мел».

В записях «Книга об искусстве» художника Ченнино Ченнини от 1437 года упоминается об одном камне, с помощью которого появилась возможность рисовать, словно углем. Он нашел для рисования некий особый материал, получаемый в Пьемонте (Италия). По словам Ченнино Ченнини, данный камень был таким мягким, что его можно было совершенствовать, оттачивая с помощью ножа.

После открытия месторождения итальянский карандаш быстро завоевал сердца мастеров и стал доступен во всех странах Европы. Но, к сожалению, его запасы быстро иссякли, как это случилось и с графитом. Новые хранилища черного мела были найдены в Тюрингии и Андалузии.

Флоренция с Римом были приверженцами строгого стиля линейного рисунка, потому к новому карандашу относились достаточно категорично, чего не скажешь о Ломбардии, где к нему испытывали огромный интерес.

Видео

Рецепт

Для получения черного мела мастеру понадобятся:

  • одна часть графита;
  • одна часть газовой сажи;
  • одна часть нейтральной черной сажи;
  • тринадцать частей гипса;
  • семь частей связующего материала (сажи или клея).
Все составляющие качественно измельчают, делая это

Все составляющие качественно измельчают, делая это в коллоидной мельнице. Далее из полученной смеси спрессовывают карандаши прямоугольной формы и опаливают при температуре 150-250 градусов на протяжении около двух-четырех часов. Вид твердости итальянского карандаша будет зависеть от времени его обжига.

Изготовление

Итальянский карандаш воспроизводили несколькими способами, по разным рецептам. В первоначальный входили такие материалы, как порошок из жженой кости и растительный клей, которые скреплялись друг с другом.

Затем французы нашли иной способ образования черного мела: они смешивали белую глину с ламповой сажей. В связи с придуманным рецептом появился новый вид карандаша — французский, или парижский.

В настоящее время итальянский карандаш изготавливают из:

  • кусочков угля и сажи, скрепляя клеем или смесью газовой сажи;
  • графита;
  • крахмала;
  • гипса.

Полезные факты

Итальянский карандаш для рисования может изготавливаться двумя способами:

  • искусственным — материалы связывают с растительным клеем (французский карандаш).

Последним карандашом (французским) возможно рисовать только на плотной бумаге, которая сможет выдерживать продолжительный процесс трения без ущерба для поверхности. Карандаш должен наноситься штрихом и растираться на бумаге с помощью специальных приспособлений: тряпок, перчаточной кожи, простой ваты или же с участием классического варианта — пальца руки.

Для исправления ошибок прекрасно подходят хлеб, резинка или клячка (темная резина, размоченная в бензине, скипидаре или керосине, свойства которой заключаются в мягкости и прилипании).

При работе на тоновой бумаге в светлых местах рисунка итальянским карандашом используется мел или белая краска.

В Италии, начиная с эпохи Возрождения, практикуется метод под названием «техника трех карандашей». Его смысл заключается в сочетании трех цветов:

  • белого (мел);
  • рыжего (сепия или сангина);
  • черного (уголь).
В настоящее время, помимо вышеописанных материалов

В настоящее время, помимо вышеописанных материалов, в подобной технике используется не только уголь, потому вместо него для передачи черного цвета прекрасно подойдет и итальянский карандаш.

Теги