Что такое адаптивная коробка передач и как она работает

Содержание материала

  1. Адаптивная АКПП (автомат). Что это такое, как работает. Пару слов про обучение
  2. Видео
  3. Режимы работы адаптивной КПП
  4. Экономный режим
  5. Спортивный режим
  6. Зимний режим
  7. ПОЧЕМУ tor motors?
  8. В чем суть адаптивного узла управления передачами
  9. Проблемы в ходе выполнения процедуры
  10. Для чего и когда проводят сброс адаптации АКПП
  11. Обучение АКПП
  12. Сброс адаптации на автомате
  13. Способы адаптации автомата под себя
  14. Сделали адаптацию АКПП — что дальше?
  15. Через сколько адаптируется АКПП
  16. Преимущества и недостатки адаптивной коробки передач
  17. когда производить адаптацию акпп
  18. Капитальный ремонт автоматической коробки передач, замена АКПП, замена или ремонт двигателя
  19. Ремонт или замена блока клапанов (гидроблока)
  20. Обновление/калибровка программного обеспечения модуля ЭБУ, замена блока управления АКПП
  21. Техническое обслуживание АКПП, замена масла в автоматической коробке передач
  22. Время адаптации
  23. Почему адаптивная АКПП тупит

Адаптивная АКПП (автомат). Что это такое, как работает. Пару слов про обучение

Современные автоматические коробки передач, совсем не похожи на своих предшественниц которые были 20 – 30 лет тому назад. На заре их появления они полностью управлялись гидромеханическими приводами и никакой электроники там просто не было! Надежность их зашкаливала, они запросто ходили по 200 – 300 000 километров, главное чтобы было правильное обслуживание, менялось масло и фильтра. НО современные АКПП, далеко от этого, в них достаточно много электроники, которая управляет коробкой. Сегодняшние автоматы, практически все адаптивные, они подстраиваются под стиль вождения водителя и под определенные условия («город-пробки», «трасса-обгоны» и т.д.). Но бывают, они дико «тупят» хотя их от этого можно излечить простым «обучением». В общем, сегодня все по порядку, будет интересно …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Для чего нужна адаптация
  • Через сколько адаптируется АКПП?
  • Почему адаптивная АКПП – ТУПИТ?
  • Обучение АКПП
  • Чем отличается обычный и адаптивный автоматы?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Сейчас небольшое определение

Адаптивная автоматическая трансмиссия АКПП (автомат) – в своем строении имеет специальный электронный блок, который «привыкает» (адаптируется) к стилю вождению и помогает выбрать оптимальную взаимосвязь оборотов двигателя и переключения передач.

Мне кажется, сейчас уже нет обычных АКПП, если тол

Мне кажется, сейчас уже нет обычных АКПП, если только в каких-либо музеях. Сейчас все современные автоматы, это смесь гидравлики, масла и электроники. Собственно сам процесс мало чем изменился, также есть вал, который от двигателя передает крутящий момент на гидротрансформатор, а уже после фрикционы зацепляют нужные шестерни планетарного механизма, подключая нужные передачи. Однако на новых автоматах всем этим процессом руководит электроника, она решает, при каких оборотах открываться соленоидам и переключать передачи.

Видео

Режимы работы адаптивной КПП

Как мы уже говорили, такой вид коробки осуществляет выбор передачи с учётом стиля вождения человека. Она курирует вождение в самых распространённых режимах.

Экономный режим

Переключаясь на этот режим, механизм будет работать в сторону уменьшения количества израсходованного топлива.

Автомобиль при этом едет очень плавно и не форсиру

Автомобиль при этом едет очень плавно и не форсирует. Приоритетными в экономном режиме являются пониженные передачи.

Спортивный режим

Спортивный режим курирует и обеспечивает форсированную манеру вождения. Он позволяет быстро разгоняться и также быстро тормозить.

В спортивном режиме двигатель работает на полную мощность, что положительно сказывается на динамике авто, но увеличивается коэффициент потребления топлива.

Зимний режим

Особенности этого режима помогают уверенно водить на дороге, покрытой льдом. Автомобиль практически гарантированно трогается с места на скользком покрытии.

Также в этом режиме возможно экстренное торможение

Также в этом режиме возможно экстренное торможение, которое осуществляется двигателем и не позволяет автомобилю существенно увеличивать свой тормозной путь на скользкой дороге.

В зимнем режиме нет чёткого приоритета передач. Только старт почти всегда осуществляется со второй или третьей передачи.

Это три самых распространённых режима. Однако, как мы уже говорили, конструкторы стараются регулярно совершенствовать эту систему, вплетая в неё новые режимы и особенности.

ПОЧЕМУ tor motors?

Наша компания является лидером по агрегатному ремонту (двигатели, трансмиссия, рулевое управление, системы турбонаддува), так же мы осуществляем адаптацию АКПП, других агрегатов, чип-тюнинг и программирование ЭБУ в Краснодаре.

Мастера сервис центра TOR MOTORS в Краснодаре произведут качественную адаптацию АКПП, учитывая регламент завода производителя. Наш автосервис имеет все необходимое оборудование, для осуществления диагностики и адаптации АКПП автомобилей. Все работы производятся в оборудованном агрегатном цехе.

В чем суть адаптивного узла управления передачами

Существует концепция, согласно которой ваши вещи и домашние питомцы в течение определенного времени становятся похожими на вас, как бы приобретают ваши черты и особенности характера. Автомобиль – не исключение. Адаптивная сторона коробки передач проявляется в следующем:

  • своей индивидуальной манерой переключать передачи вы заставляете микропроцессор активно прогнозировать и предполагать последующий режим работы двигателя и трансмиссии;
  • датчики включения того или иного планетарного ряда коробки позволяют бортовому компьютеру запомнить любимую схему разгона – торможения и получить цифровую картину индивидуального почерка водителя.
  • оптимизировать работу трансмиссии и двигателя под конкретные условия езды.

Адаптивная функция в большей части относится к системе управления автоматической коробкой передач, чем непосредственно к устройству трансмиссии. В этом есть определенный позитив. Основу адаптивной структуры представляет комплекс из датчиков и нескольких программ. Датчики используются штатные, а в программу в случае необходимости можно внести изменения без дорогостоящей модификации исполнительного механизма.

Подобное стремление подогнать механику машины под стиль вождения конкретного водителя продиктовано не только желанием добавить позитивных ощущений владельцу авто. Главной целью адаптивной функции коробки передач остается оптимизация нагрузок на «железо»: АКПП и двигатель машины.

Мощность двигателя и динамика движения машины с каждой новой моделью возрастают, делая их более скоростными и требовательными к точности и скорости срабатывания гидравлических узлов коробки переключения передач. Несмотря на то, что современная технология обработки металлов и сплавов создает очень стойкие к ударам и износу шестерни, гильзы приводов, валы, фрикционы, количество поломок АКПП из-за неграмотного, а порой и «лихаческого» переключения коробки передач составляет 95% от общего числа проблем.

Для трансмиссии, в том числе и адаптивной автомати

Для трансмиссии, в том числе и адаптивной автоматической коробки передач, опасны не столько большие нагрузки или скоростной режим работы, сколько резкие переключения, зачастую несоответствующие характеру движения. В адаптивной коробке переключения передач подобные «ляпы» старательно запоминаются, и при возникновении схожей ситуации автоматика старается не допустить перегрузку механизма.

Адаптивные КПП, помимо удобства управления, обеспечивают функцию прогнозирования возможных режимов работы. Благодаря адаптивности автоматика прощает мелкие недочеты неопытному водителю, переключая неправильно выбранный режим в более подходящий вариант.

Кроме того, адаптивная система переключения передач автоматической трансмиссии патологически борется за экономичность и экологичность работы двигателя. Электроника стремится ограничить переходные режимы работы, регулируя крутящий момент и обороты в оптимальный коридор, установленный программой. А он не всегда психологически удобен водителю.

Нельзя сказать, что большинство владельцев машин с адаптивной коробкой передач в восторге от постоянного процесса обучения адаптивной коробки. Как показывает практика, опытному водителю легче привыкнуть к одному однообразному поведению автоматической коробки передач. Особенно сложно, если скоростное движение по загородному шоссе сменяется ездой по городским улицам или наоборот.

С другой стороны, адаптивный механизм заставляет водителя задумываться, стоит ли разгоняться, раскручивая мотор до предела. Покатавшись по городу на умеренных скоростях, за городом на шоссе многие пытаются «дать жару» и почувствовать гоночную динамику разгона. Но не тут-то было. Адаптивный автомат невольно играет роль уздечки для строптивого скакуна и не стремится изменить передаточное число для получения максимального вращательного момента и мощного набора скорости.

Примерно 10-15 км дороги хватает, чтобы водитель пришел в себя, к этому времени адаптивные функции коробки передач перестраиваются на скорость и высокое ускорение.

К сведению! Зачастую водители, у которых не хватает терпения дождаться завершения периода адаптации, на короткое время снимают клеммы с аккумулятора, тем самым обесточивая энергозависимую память компьютера. После такой перезагрузки электроника коробки передач «не помнит» езды в городском цикле, и машина бежит значительно резвее.

Стремясь избавиться от возможной некомфортной «задумчивости» адаптивной коробки передач, некоторые модели стали оснащать возможностью самостоятельно выбирать свой режим из десятка возможных вариантов, записанных и сформированных программой адаптивной системы. В ряде случаев предполагается упрощенный способ коррекции работы основной адаптивной функции с помощью голосовых команд.

Проблемы в ходе выполнения процедуры

Адаптация АКПП стала возможной благодаря появлению сложных электронных систем, которые продолжают совершенствоваться и развиваться. Направленная на повышение комфорта и безопасности движения сложность этих систем таит в себе потенциальные риски и возможные проблемы.

Возникающие при эксплуатации АКПП или ее адаптации проблемы связаны в большинстве случаев с работой ЭБУ, со сбоями его программно-логических схем или технических элементов. Причинами последних могут быть короткие замыкания в результате нарушения изоляции или целостности корпусов, перегрев или попадание влаги, масел, пыли, а также скачки напряжения в бортовой сети автомобиля.

Для чего и когда проводят сброс адаптации АКПП

Применяемые сегодня на автомобилях компании Opel автоматические коробки переключения передач оснащаются системой самоадаптации. Благодаря этому в процессе работы электронный блок управления АКПП самостоятельно подстраивает рабочие параметры под условия эксплуатации и стиль вождения, который предпочитает владелец автомобиля. Система анализирует рабочие параметры коробки и сохраняет их в памяти, адаптируясь тем самым под условия эксплуатации. Благодаря этому коробка сама выбирает оптимальный момент для включения нужной передачи для обеспечения комфортной и наиболее эффективной эксплуатации.

Также адаптация АКПП позволяет приспосабливать работу автоматической коробки под изменения, связанные с износом её элементов. Например, при снижении рабочего давления масла система автоматически изменяет настройки ЭБУ таким образом, чтобы давление масла соответствовало рабочему режиму.

Адаптивные величины представляют собой переменные значения рабочих параметров, которые изменяются системой в зависимости от условий. После выполнения коррекции эти величины сохраняются в памяти и применяются при каждом последующем запуске. Однако периодически могут возникать ситуации, когда сохранённые настройки оказываются не эффективными и, наоборот, мешают нормальной работе. В подобных ситуациях выполняется сброс адаптации АКПП, который стирает из памяти установленные значения адаптивных величин. Например, проведение этой процедуры может потребоваться в том случае, если Вы постоянно эксплуатировали автомобиль в городских условиях, а теперь планируете длительную загородную поездку. Автоматическая коробка адаптирована к городскому режиму с его частыми остановками, пробками, кратковременным интервалам скоростного движения. Таким образом, при существующих настройках АКПП не сможет эффективно работать при движении по трассе.

Также специалисты рекомендуют сбрасывать адаптацию

Также специалисты рекомендуют сбрасывать адаптацию автоматической коробки в том случае, если Вы покупаете автомобиль Opel с рук, поскольку стиль вождения предыдущего владельца вряд ли совпадает с Вашим стилем. В обязательном порядке эта процедура должна выполняться после проведения замены блока управления или каких-либо узлов АКПП, а также после капитального ремонта автоматической коробки передач.

Выполняется сброс адаптации АКПП с использованием фирменного тестера. При этом двигатель запускается в работу с разными оборотами, а также выполняется тест-драйв транспортного средства в разных скоростных режимах. Необходимо отметить, что данную процедуру должны выполнять только квалифицированные специалисты, обладающие достаточным опытом и хорошо знакомые со спецификой АКПП Opel. При неквалифицированном исполнении сброса адаптации режим работы коробки может существенно ухудшиться, и достаточно скоро «автомат» может выйти из строя. Поэтому результатом экономии на профессиональных услугах станет дорогостоящий ремонт автоматической коробки, который потребует намного более высоких финансовых затрат.

Обучение АКПП

Если вы не знали, как сделать адаптацию АКПП, то сейчас тот самый момент, когда вы поймете все хитрости обучения автомата. Но прежде, чем по новому обучать машину, нужно провести сброс.

Сброс адаптации на автомате

Я предупреждаю, что не всегда один и тот же способ сброса подходит для всех АКПП. Поэтому автовладельцу лучше обратиться к опытным механикам в сервис-центр. Они смогут с помощью специальной аппаратуры вычислить величины, которые нужно сбросить и правильно это сделать.

Читать

Основные неисправности и ошибки АКПП

Самым простым способом сброса адаптации АКПП является следующий:

  1. Поверните ключ в замке зажигания на два оборота. Двигатель не заводите.
  2. Нажмите на педаль газа максимальной сильно.
  3. Выключите двигатель. Подождите минуты три.
  4. Верните ключ в обратное положение и выньте его.
  5. Нажмите до упора на педаль газа.
  6. Затем отпустите педаль, и заведите мотор.

Таким образом проводится быстры сброс адаптации АКПП. Также вы можете сбросить обучение от предыдущего хозяина с помощью устройства – дилерского тестера. Это делается так:

  1. Заведите мотор и прогрейте его.
  2. Выключите зажигание и оставьте на пять минут.
  3. Затем снова заведите мотор.
  4. Подождите пока обороты не достигнут 2500.
  5. Снова заглушите его и через пять секунд заведите.
  6. Нажмите на педаль тормоза и переключайте коробку из режима в режим.
  7. Подключите дилерский тестер.
  8. Сбросьте обучение с помощью его.

Теперь вы знаете, как сделать сброс адаптации АКПП простым способом и с помощью тестера. После сброса, нужно адаптировать автомат под себя.

Способы адаптации автомата под себя

Есть такой способ адаптации автоматической коробки переключения передач, который называется принудительным.

Итак, первым вариантом будет сделать адаптацию на станции технического обслуживания. Опытные механики перепрошьют чип. Вы будете довольны. Автомат больше не будет «тормозить».

Второй вариант – адаптировать самому, если не времени на пробег хотя бы 1000 километров. Процедура быстрой адаптации такова:

  1. Заведите мотор. Прогрейте АКПП.
  2. Заглушите на секунды 4.
  3. Повторите эти действия три раза.
  4. Нажмите на тормоз, переключайте режимы передач ручкой селектора. Включайте их в таком порядке, в каком они должны будут работать.
  5. Заведите машину. Нажмите на педаль газа и прокатитесь некоторое расстояние на скорости в 40 км\ч.
  6. Заглушите мотор.
  7. Заведите снова и прокатитесь километра два на скорости в 80 км\ч.
  8. Повторите глушение, и заведите мотор.
  9. Прокатитесь 7 километров.

Читать

Как можно и как нельзя буксовать на коробке автомат

Если любите большую скорость во время вождения, то можете использовать режим kick-down.

Третий способ рассчитан на тех, у кого в запасе много времени. Можете проехать около 1000 километров. Автомат самостоятельно подстроится под манеру вашей езды.

Сделали адаптацию АКПП — что дальше?

Если вы заметили едва ощутимые подергивания, когда переключали (или включали) скорость во время процесса адаптации, не стоит пугаться, это совершенно нормально. Со временем подергивания должны пройти сами. Если же этого не происходит, то следует провести адаптацию системы с помощью компьютера (используется дилерский сканер).

В дальнейшем АКПП будет адаптироваться (процесс закончится после совершения 40 переключений)

В связи с этим стоит помнить что:

  1. После проведения процедуры сброса, АКПП работает почти что в «спортивном режиме», поэтому первое время следует проявлять повышенную бдительность;
  2. Если вы купили машину, которая уже была в эксплуатации, обязательно сделайте сброс, чтобы АКПП подстроилась под присущий вам стиль вождения;
  3. Данный сброс на подавляющем большинстве машин можно производить хоть каждый день.

Через сколько адаптируется АКПП

Через какое время самостоятельно адаптируется АКПП я уже писал в блоке выше. Однако можно проводить и принудительную адаптацию. Например, отдать в сервис-центр.

Калибровка АКПП проводится на СТО. Подразумевает под собой перепрошивку «мозгов» автомата. Опытные механики перепрограммируют чип под манеру езды водителя.

Внимание! Самостоятельно не рекомендую делать перепрошивку. Хоть в интернете и есть ролики. Но, сделав хоть одну ошибку, вам придется полностью менять электронный блок устройства.

Можно откалибровать принудительно собственными руками без прошивки чипа. Следующий блок будет посвящен принудительному обучению АКПП собственными руками.

Преимущества и недостатки адаптивной коробки передач

Данный вид трансмиссии имеет больше преимуществ, чем недостатков. К основным плюсам приобретения авто с адаптивной АКПП относятся:

  • Высокий уровень комфорта в салоне – переключение передач практически не ощущается;
  • Топливная экономичность АКПП, достигаемая путем увеличения КПД передачи момента от двигателя на привод авто;
  • Возможность выбора требуемого режима эксплуатации: форсированного, экономичного или классического;
  • Адаптация коробки под конкретные дорожные ситуации: лед, грязь, динамические обгоны на трассе и т.д.

Среди недостатков адаптивной АКПП требуется отметить неправильную адаптацию и конструкционную сложность агрегата. В первом случае исправить неверное переключение передач можно программной настройкой коробки или при обновлении прошивки ЭБУ, вторая же особенность кратно увеличивает стоимость ремонта АКПП в случае поломки.

Обратите внимание! Для сохранения эксплуатационного ресурса адаптивной коробки передач важно соблюдать регламент ТО, в частности своевременно менять систему фильтрации и трансмиссионную жидкость. Скорость выработки ресурса данного агрегата напрямую зависит от характеристик и качества используемого ATF масла

когда производить адаптацию акпп

Капитальный ремонт автоматической коробки передач, замена АКПП, замена или ремонт двигателя

Последствия: После капитального ремонта АКПП в обязательном порядке необходимо производить адаптацию, для корректной работы автоматической коробки.

Ремонт или замена блока клапанов (гидроблока)

Последствия: После ремонта гидроблока необходимо произвести адаптацию АКПП для нормализации давления и правильной работы клапанов.

Обновление/калибровка программного обеспечения модуля ЭБУ, замена блока управления АКПП

Последствия: После любых манипуляций с ПО необходимо произвести адаптацию АКПП для корректной работы коробки передач.

Техническое обслуживание АКПП, замена масла в автоматической коробке передач

Последствия: МПосле замены масла в АКПП нужно произвести адаптацию, для корректной работы в соответствии с новым давлением и плотностью масла.

Время адаптации

Автолюбителей вполне справедливо интересует вопрос скорости адаптации. То есть временной отрезок, необходимый трансмиссии, чтобы привыкнуть и подстроиться под определённые эксплуатационные условия.

Время адаптации напрямую зависит от конкретного производителя коробок и используемой электроники. Условно можно разделить коробки на 2 категории:

  • АКПП, где адаптация занимает буквально несколько минут или происходит через несколько пройденных километров. Водитель проезжает определённую дистанцию или едет в течение некоторого времени в спокойном или агрессивном режиме. Автомат к этому привыкает и переходит под соответствующую программу работы;
  • Другие трансмиссии используют накапливаемую информацию. Они копят алгоритмы, собирая данные за достаточно внушительный временной промежуток или за большое количество километров. Некоторые коробки могут адаптироваться исходя из 300-1000 последних километров пробега. Сохранив информацию в электронном блоке, компьютер начинает переключаться между режимами, в зависимости от конкретной ситуации. Такие АКПП наиболее сложные в плане обучения.

Каждая категория адаптивных автоматов имеет свои преимущества. Первая быстро может привыкать под новые условия, но при этом чаще провоцирует дискомфорт в случае резкого изменения режима эксплуатации. Во второй ситуации требуется дольше ждать полноценной адаптации, зато потом коробка будет чётко понимать, как себя вести.

Почему адаптивная АКПП тупит

Многие сейчас спросят, что купили машину. Бывшие хозяева сказали, что адаптивная АКПП настроена. А после пробок динамика разгона – никакая. Или, наоборот, на автомагистрали идет динамично, а при въезде в город и после нескольких минут городского режима, снова начинает «тупить».

Дело в том, что автомат адаптируется к определенному режиму езды: в пробке или в городском режиме. Поэтому вариант с самостоятельной настройкой автомата порой бывает не эффективен.

А, чтобы не было таких затупов, я посоветую проводить адаптирование АКПП через прошивку чипа в специализированных мастерских.

Теги