Что такое аргумент и каким он может быть? Каково значение слова «аргумент»?

Значение слова Аргумент по Логическому словарю:

Аргумент — (лат. argumentum)  — (или взаимосвязанных суждений), которого обосновыва­ется к.-л. другого суждения (или теории). При доказа­тельстве некоторого суждения А. являются основаниями, или посылками, из которых следует доказываемое суж­дение. Напр., для суждения «Железо плавко» мы можем двумя А.: «Все плавки» и «Желе­зо металл». Приняв эти два суждения в качестве посылок, мы можем из них доказываемое и тем самым его . А., используемые в процессе некоторого суж­дения, должны следующим правилам: 1. А. должны истинными суждениями. 2. А. должны суждениями, которых устанавли­вается от тезиса. 3. А. должны достаточным основанием для доказываемого тезиса. указанных правил приводит к различным логиче­ским ошибкам, делающим некорректным. А., используемые в дискуссии, споре, могут разделены на два вида: A. ad rem (к существу дела) и A. ad hominem (к чело­веку). А. первого имеют к обсуждаемому вопросу и направлены на истинности доказываемого поло­жения. В качестве таких А. могут основоположе­ния или некоторой теории. определения понятий, принятые в науке. суждения, описывающие установленные фак­ты. ранее доказанные положения и т. п. А. данного удовлетворяют перечисленным правилам, то опирающе­еся на них корректным с логической точ­ки зрения. А. второго не относятся к существу и используются для одержать победу в полемике, в споре. Они затрагивают оппонента, его апеллируют к мнениям аудитории и т. п. С точки зрения логики эти А. некоррек­тны и не могут использованы в дискуссии, участники кото­рой стремятся к выяснению и обоснованию истины. рас­пространенными разновидностями их являются следующие: А. кавторитету — на высказывания или мнения ве­ликих ученых, общественных деятелей, писателей и т. д. в поддер­жку тезиса. Такая допусти­мой, она некорректна. в том, что получивший своей успешной деятельности в некоторой одной области, не же авторитетен во всех других • областях. его выходящее за той облас­ти, в которой он работал, ошибочным. в той области, в которой творил чело­век, не все его высказывания или мнения вер­ны. на то, что придерживался такого-то мнения, не говорит об истинности этого мне­ния. А. к авторитету имеет разнообразных форм. Апел­лируют к авторитету общественного мнения, к авторитету ауди­тории, к авторитету противника и к собственному авторитету. изобретают вымышленные авторитеты или приписывают реальным авторитетам такие суждения, которых они не высказывали. А. кпублике — на мнения, настроения, слу­шателей. пользующийся А., обращается уже не к своему оппоненту, а к присутствующим, случайным слушателям, стремясь привлечь их на свою сторону и с их помо­щью психологическое на противника. Напр., на одной из дискуссий по поводу теории происхожде­ния видов Ч. Дарвина Вильберфорс обратился к слушате-   лям с вопросом, были ли их обезьянами. Защищавший данную теорию Т. ответил на это, что ему не за своих обезьяньих предков, а за людей, которым не хватает ума и которые не способны к доводам Дарвина. епископа — аргумент к публике. Тем, кто при­сутствовал на этой происходившей в конце прошлого века дис­куссии, казалось не приличным своими, отдаленными, предками — обезьян. из эффективных разновидностей А. к публике — на материальные присутствующих. одному из противников удается что отстаиваемый его оппонентом затрагивает материальное и т. п. присут­ствующих, то их на стороне первого. А. кличности — на личностные особенности оппо­нента, его вкусы, достоинства или недостатки. Ис­пользование этого А. ведет к что остается в стороне, а предметом обсуждения оказывается оппонен­та, причем в негативном освещении. Напр., оценивая ученика, ставит ему заниженную оценку, ссылаясь на то, что не учил что и по другим предметам он успевает что он прогулял что он одет и т. п., то он использует А. к . Встречается А. к и с противоположной направленно­стью, т. е. не на недостатки, а на достоинства человека. Та­кой А. используется в суде защитниками обвиняемых. А. ктщеславию — неумеренных похвал против­нику в надежде, что, комплиментами, он станет мягче и покладистей. Как в дискуссии начинают обо­роты типа «не подлежит сомнению глубокая оппонен­та», «как выдающихся достоинств, оппонент…» и т. п., А. к тщеславию. А. к силе — неприятными последствиями, в частности применения насилия или прямое к.-л. средств принуждения. У человека, наделенного властью, физической или вооруженного, возникает в спо­ре к угрозе, с превосходящим его про­тивником. следует о том, что вырванное под угрозой насилия, не стоит и ни к чему не обязывает согласившегося. А. кжалости — в стороне жалости и со­чувствия. Напр., к сдаче экзаме- на, просит профессора ему положительную оценку, ина­че его лишат стипендии и т. п. А. используется многими людьми, которые усвоили манеру на жизни, на болезни, на неудачи и т. п. в надежде пробудить в слушателях и в чем-то. А. кневежеству — фактов и положений, не­известных оппоненту, на сочинения, которые он заведо­мо не читал. не хотят в том, что они чего-то не знают, им представляется, что этим они роняют свое . В споре с такими людьми А. к невежеству дей­ствует . не невежествен­ным и оппонента подробнее о том, на что он ссылается, что его не имеет ника­кого к предмету . Все перечисленные А. являются некорректными и не должны в споре. — это не столкнове­ние но и характеров и чувств, пере­численные А. встречаются и в повседневных, и в научных спорах. Заметив А. следует противнику на то, что он прибегает к некорректным способам ведения сле­довательно, не уверен в прочности своих позиций (см.: Спор).

Видео

Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов

Объем понятия «аргументирование» очень глубок. Учитывая то, что это, пожалуй, самая трудная из стадий убеждения, она требует от человека знаний и владения материалом, выдержки и умения , напористости и корректности высказываний. При этом нужно помнить, что автор аргументов всегда зависит от своего собеседника, т.к. последний будет решать, приемлемы для него аргументы или нет.

Аргументация имеет свою структуру. Выглядит она так:

1

Выдвижение тезиса – формулировка своей позиции, предложения или мнения.

2

– сюда относятся свидетельства, доказательства и доводы, посредством которых автор обосновывает свою позицию (аргументы должны объяснять, почему собеседник должен вам верить или соглашаться с вами).

3

Демонстрация – имеется в виду демонстрация взаимосвязи тезиса с аргументами (именно на этом этапе достигается убеждение).

При помощи аргументации можно частично, либо полностью изменить мнение и точку зрения собеседника. Однако чтобы достичь успеха, нужно следовать нескольким важным правилам:

Для человека, хорошо знакомого с тем, о чем он говорит, не составит особого труда подобрать хорошие аргументы. Но чаще всего, если есть задача убедить своего собеседника, лучше запастись убедительными доводами заранее. К примеру, можно набросать их список, а затем проанализировать и определить наиболее эффективные. Но здесь следует знать, как определять сильные и слабые аргументы. Делается это при помощи критериев их оценки:

Эффективные аргументы всегда основаны на фактах. Исходя из этого, из составленного заранее перечня сразу можно отбросить сведения, которые нельзя подкрепить фактами.
Эффективные аргументы всегда имеют прямое отношение к предмету обсуждения. Все остальные аргументы должны быть исключены.
Эффективные аргументы всегда актуальны для собеседника. По этой причине нужно заблаговременно выяснить, какой интерес доводы будут представлять для адресата.

Что такое аргумент в споре?

Аргументы, которые применяются в споре или дискуссии, подразделяются на несколько видов:

1. К существу дела. В этом случае аргумент относится к вопросу, который обсуждается, и направлен на то, чтобы обосновать истинность доказательства. Здесь могут применяться основные положения каких-либо теорий, научные понятия и суждения, раннее установленные факты, доказанные положения и прочее.

Если эти доводы удовлетворяют всем правилам, то доказательство, в котором они используются, будет с логической точки зрения корректным. В этом случае будет использован так называемый железный аргумент.

2. К человеку. Такие аргументы применяются только в том случае, когда возникает необходимость победить в споре или дискуссии. Они направлены к личности оппонента и затрагивают его убеждения.

С логической точки зрения такие аргументы некорректны и не должны применяться в споре, где участники стремятся найти истину.

Немного об убедительных доводах

Что такое убеждение? Если не разбираться в массе всевозможных трактовок и интерпретаций, убеждением можно назвать использование таких слов, которые склонят партнера по общению принять вашу точку зрения, поверить вашим словам или сделать так, как говорите вы. И как же этого добиться?

Знаменитый американский радикальный организатор и общественный деятель Саул Алинский создал совершенно простую теорию убеждения. Она гласит, что человек воспринимает информацию с позиции личного опыта. Если вы попробуете донести свою позицию до другого, не беря во внимание то, что он хочет сказать вам, вы можете даже не рассчитывать на успех. Говоря проще, если вы хотите убедить кого-то, вам нужно приводить ему аргументы, соответствующие его убеждениям, ожиданиям и эмоциям.

Ссылаясь на это, можно выделить четыре основных варианта действий при аргументировании:

1

Фактические данные. Несмотря на то, что иногда статистика может ошибаться, практически всегда факты неоспоримы. Сведения, полученные эмпирическим путем, считаются одним из самых убедительных инструментов для составления основы аргументации.

2

Эмоциональное воздействие. Как говорил один из лучших американских психологов Абрахам Маслоу, люди лучше всего реагируют, когда мы обращаемся к их эмоциям, т.е. затрагиваем такие вещи как семья, любовь, патриотизм, мир и т.д. Если хотите звучать более убедительно, изъясняйтесь так, чтобы задеть человека за живое (естественно, в рамках разумного и желательно в положительном ключе).

3

Личный опыт. Истории из собственной жизни и информация, проверенная на личном опыте, – это замечательные инструменты для воздействия на слушателя. Собственно, вы и сами можете в этом убедиться: послушайте человека, который рассказывает вам что-то «по учебнику», а затем послушайте того, кто сам пережил или сделал то, о чем говорит. Кому вы больше верите?

4

Прямое обращение. Из всех существующих слов можно выбрать то, которое люди не устанут слушать никогда – это слово «Вы». Каждый задает себе вопрос: «А в чем от этого польза для меня?». Отсюда и еще один секрет убеждения: пытаясь кого-то в чем-то убедить, всегда ставьте себя на его место, а когда поймете его ход мышления, обратитесь к нему с помощью «Вы» и объясните то, что нужно, на «его» языке.

Удивительно, но эти четыре простейших приема не применяются в жизни и работе огромным количеством людей, в частности теми, кто по каким-то причинам принижает достоинства персонализации, обращения к эмоциям и прямого общения с людьми. Но это грубейшая ошибка, и если вы желаете стать убедительным в своих словах, вы ни в коем случае не должны ее допускать. Соедините все изложенное в этом уроке в единое целое – и вы поразитесь, насколько легко и быстро можно научиться быть убедительным в любой жизненной ситуации.

Развитие критического мышления и навыка аргументирования снабдит вас огромным количеством преимуществ в семейной, повседневной и профессиональной жизни. Но опять же: есть вещи, которые могут стать помехами на вашем пути. Что это за препятствия? Ответ на этот вопрос мы дадим в следующем уроке, где перечислим большинство потенциальных помех и приведем немало интересных примеров.

Теги