Что такое Христианство? Христианство

История христианства

Возникновение христианства произошло в I веке н. э. среди иудеев, проживающих в Палестине, которая на тот момент являлась одной из восточных провинций Римской империи. В то время иудаизм имел особый статус в империи, являясь единственной монотеистической религией Средиземноморья. Государственной же религией являлось язычество, объединяющее особенности разных регионов и народов почитанием царя как бога, исключение было сделано только для иудаизма. Но несмотря на сделанные Римом уступки, иудеи все равно жаждали избавиться от имперского владычества и искренне ожидали мессию (христа [греч.]), поэтому зерна учения Иисуса Христа сразу нашли для себя благодатную почву.

Проповедовать Иисус начал в 30 лет (с этого возраста иудеям разрешено учить других), хотя известно о его посещении в двенадцатилетнем возрасте Иерусалимского храма мудрецов, где многие мудрецы удивлялись его словам и учились у него. До 30 лет он находился в послушании у родителей и работал плотником. За время общественного служения, продолжавшегося три года, Иисус проповедовал волю Божию, рассказывал о Боге, исцелял больных и воскрешал умерших, объяснял Писание Ветхого Завета. Странствуя, он избрал себе 12 учеников — апостолов, которые всегда сопровождали его.

Однако, хотя учения Христа привлекали множество людей, не все смогли принять его и поверить в произносимые им пророчества. Очень мало иудейских начальников поверили в то, что именно Иисус является тем мессией, которого они ждали, и они добились его распятия. На третий день после распятия Иисус воскрес и еще 40 дней являлся своим ученикам, наставляя их в правильном понимании Писания, после чего вознесся, обещая вернуться перед концом света. А апостолы стали проповедовать учение Христа, привлекая все больше новых последователей новой религии.

Храм Гроба Господня (Иерусалим)

Храм Гроба Господня (Иерусалим)

В течение первых трех веков христиане подвергались гонениям, апостолов и их последователей считали иудейской сектой и гнали из синагог. Их очерняли всеми возможными способами, обвиняя в различных преступлениях: разврате, заклании младенцев, человеконенавистничестве и т. д. Если в Римской империи иудеям дозволялось не чтить царя как бога и не приносить жертвоприношения, то на христиан это не распространялось, и с государственной точки зрения христианство было недозволенной религией, а ее последователи — безбожниками.

Переломным в истории христианства стал Миланский эдикт 313 года, признавший религию дозволенной. Это стало возможно благодаря императору Константину Великому, способствовавшему развитию новой религии. При нем состоялся первый Вселенский собор в Никее, где впервые были сформулирован Символ веры (догматы), объединявший разные направления в христианстве. Тогда же началось формирование монашества, а христианская церковь начала борьбу с арианством — ложным учением, отрицающим единую сущность Бога-отца и Бога-сына, впоследствии признанным ересью. При правлении императора Юлиана «Отступника» было вновь начато гонение на христиан, однако религия все равно очень быстро распространилась и стала доминирующей во всей империи.

Видео

Спасение

В христианстве человек признается существом изначально несовершенным, которое легко поддается искушению (первородный грех Адама и Евы). При этом каждый может обрести спасение, которое дается в виде Божьей благодати. Оно необходимо, чтобы люди приняли присутствие Бога после смерти. Как именно происходит этот процесс? До конца не ясно, поскольку существует несколько различных утверждений: одни считают, что самое главное – это вера; другие – что она должна подтверждаться благими делами. Тем не менее принято считать, что смерть Иисуса Христа является искуплением за прегрешения всего человечества.

Последователи (проповедники)

Первыми проповедниками учения стали Апостолы. Они несли Слово Божие во все концы Римской империи. Посеянное семя дало плоды: к концу «Апостольского века» существовали сотни христианских общин. За последующие столетия многие христиане мужественно пострадали за веру – теперь проповедью стал сам их подвиг. Множество святых засвидетельствовали о Господе самой жизнью, подвигами. Доныне эта миссия фактически лежит на каждом христианине.

Блаж. Августин писал:

История христианства от зарождения до наших дней — даты и факты: 

Кратчайшая история христианства

 

В чем заключается вера и какое значение имеет для человечества

Итак, христианство:

  • исповедует Бога не просто как Единого (подобно иудаизму, исламу), но как Любящего;
  • указывает человеку путь спасения, соединения с Ним.

Влияние христианства на культуру

Сформировав европейскую цивилизацию, христианство, прежде всего, дало ей новые смыслы.

Духовные ценности

К их числу можно отнести:

  • найденный христианством смысл, цель жизни человека – единение с Богом;
  • нравственные заповеди, основанные на любви к человеку – образу Божию;
  • особое представление о человеке – со-творце Бога; именно благодаря ему появились великие произведения живописи, архитектуры; а к XVIII в. – возникла наука.

Чем отличается философия от религии христианство?

Философы изучают наиболее общие закономерности развития человека, его разума, становления общества, развития науки.

Благодаря христианству до наших дней существует ее особое направление, христианская философия – осмысление постулатов учения, культа, Священного Предания. Однако, философия – рациональное, «от человеческого ума», осмысление мира. Со времен ее возникновения ни одно философское учение не претендовало быть религией.

Впрочем, занятие философией очень часто приводит пытливого мыслителя к вере.

Смотрите подробнее:

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Главные постулаты христианства

Данная религия историческая, а значит вера ее основана на событиях, которые описывает священное письмо Евангелие. О рождении, жизненном пути, казни и воскресении Иисуса Христа повествуют четыре книги «благовестия».

Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.

Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.

Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.

Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.

Древняя Русь и принятие христианства

Крещение Руси связывают с именем князя Владимира, однако христиане среди славян появились гораздо раньше. Так, первая русская епархия появилась в Тмутаракани еще в 867 году, поскольку местное население уже частично обратилось в христианство.

До Владимира, третьего киевского князя, самой знак

До Владимира, третьего киевского князя, самой знаковой фигурой в государственных делах была решительная, мудрая и весьма талантливая правительница княгиня Ольга.

В 955 году, спустя 10 лет после гибели своего супруга Игоря Рюриковича, Ольга отказалась от язычества, прихватила с собой своего духовника отца Григория и отправилась в Константинополь, где и приняла новую веру.

В X веке наиболее существенное количество христиан отмечалось среди варягов, а в Киеве, неподалеку от набережной, уже несколько лет «работала» одна из первых православных святынь на Руси – деревянная Ильинская церковь.

В летописях упоминается, что гонения и расправы язычников над варягами-христианами могли подтолкнуть Владимира к необходимости реформ.

Легенда гласит о религиозных посольствах, которые предлагали князю принять их веру. Таких посольств с предложениями насчитывалось около дюжины, но ключевыми из них были всего четыре:

  1. католицизм;
  2. иудаизм;
  3. ислам;
  4. православие.

Выбор любого из них не только означал изменение уклада, но и сулил определенные политические преференции в переговорах с единоверцами. По результатам длительных измышлений Владимир отдал предпочтение предложению Византии. Почему?

Численность


Процент христианского населения в странах мира В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35 млрд[8], в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн[9],
  • в Латинской Америке — около 543 млн,
  • в Северной Америке — 231 млн: США — 160—225 млн[10],
  • Канада — 25 млн[11],
  • в Азии — около 350 млн,
  • в Африке — 475 млн,
  • в Австралии и Океании — 24 млн.
  • Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

    • католиков — около 1,2 млрд, в том числе: около 17 млн католиков восточных обрядов[12];
  • протестантов — по данным Британники около 412 млн[13] (эксперты Британники не включают в протестантизм англикан (86 млн) и независимые церкви (371 млн)), по данным Pew Research Center, включающего в протестантизм англикан и так называемые «независимые церкви», — около 800 млн[14], в том числе:
      279 млн пятидесятников[15];
  • около 88 млн англикан[16];
  • около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
  • 70 млн методистов;
  • 70 млн баптистов;
  • 64 млн лютеран;
  • 16 млн адвентистов седьмого дня[17];
  • православных около 225 млн[13][18];
  • приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70—80 млн, в том числе:
      последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн[19].
  • Христианские конфессии и учения [ ]

    В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

    • Католицизм
    • Православие
    • Протестантизм

    Католицизм [ ]

    • Католическая церковь
      • Римско-католическая церковь
      • Восточнокатолические церкви
    • Старокатолицизм
    • Католики-традиционалисты

    Православие [ ]

    • Православная церковь
      • Автокефальные православные церкви
    • Старообрядчество
      • Поповство
      • Беспоповство
      • Беглопоповство
    • Обновленчество
    • Старостильные церкви
    • Украинская автокефальная православная церковь
    • Белорусская автокефальная православная церковь
    • Синод противостоящих

    Древневосточное православие [ ]

    Церкви, не принявшие исповедание веры, утверждённое на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции[20].

    • Армянская апостольская церковь[21]
    • Коптская православная церковь[22]
    • Эфиопская православная церковь
    • Сиро-яковитская православная церковь
    • Маланкарская православная церковь
    • Ассирийская церковь Востока

    Богочеловек: кем был Иисус

    Учение о Богочеловеке – христология – повествует об Иисусе, одновременно как о воплощении Бога и как о сыне Божием. Он человек, поскольку его мать – человеческая женщина, но подобен Богу, поскольку его отец – Единый Бог. При этом христианство не считает Иисуса полубогом, и не относит к числу пророков. Он – единственное неповторимое воплощение Бога на Земле. Не может быть второго человека, подобного Иисусу, потому что Бог – бесконечен и воплотиться дважды не может. Появление Иисуса было предсказано пророками. В Ветхом Завете он представлен как Мессия – спаситель человечества.

    После распятия и физической смерти, человеческая ипостась Иисуса воплотилась в божественную. Его душа соединилась с Отцом в Раю, а тело предали земле. Этот парадокс Иисуса-человека и Иисуса-Бога выражен во Вселенском соборе формулой 4-х отрицаний:

    1. неслиянно;
    2. непревращенно;
    3. нераздельно;
    4. неразлучимо.

    Ортодоксальные ветви христианства почитает Иисуса как Богочеловека – сущность, воплотившую в себе божественные и человеческие черты. Арианство почитает его как творение Бога, несторианство – как две отдельные сущности: божественную и человеческую. Исповедующие монофизитство веруют в Иисуса-Бога, поглотившего свою человеческую природу.

    История христианской церкви [ ]

    История христианской церкви [ ]

    Апостольский век [ ]

    I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

    С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.

    «Апостольские мужи» [ ]

    Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.

    «Апологеты» [ ]

    Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонении имп. Марка Аврелия в 166 г.

    Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

    Христианизация Армении [ ]

    Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, проповедавшие христианство в Армении в I веке[26].

    В начале IV в. (традиционная дата — 301 г.) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии[27][28], что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого.

    Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению[29]. Однако святые девы были замучены армянским царём Тиридатом III (тогда ещё язычником). Но впоследствии эти события способствовали обращению его царства в христианство через проповедь святого Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом царства. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством.

    Христианизация Грузии [ ]

    Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным[31][32]. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви[33]. Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире

    IV—VIII вв. [ ]

    При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типичная императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов общепризнанного вероучения на семи Вселенских Соборах.

    Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине [ ]

    Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенисси.

    В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

    В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

    IX—XI вв. [ ]

    В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

    Теги