Что такое клипер

Клипера Российского Императорского флота

Архангельские верфи

Вид в разрезе. Клипер «Опричник».

Подъёмный винт на клипере первого поколения.

Клипер «Разбойник»

Клипер «Разбойник» в разрезе

Клипер «Стрелок».

Клипер «Забияка».

Винтовыми клиперами в русском флоте называли ранние типы крейсеров с развитым парусным вооружением, предназначенные для действий на Тихом океане. Назначение: для охраны границ.

5 января 1856 г. в Архангельске были заложены первые шесть русских клиперов — «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Опричник», «Пластун» и «Наездник». Головной клипер «Разбойник» был спущен на воду 30 мая 1856 г. в Архангельске.

  • «Разбойник». Спущен на воду 30 мая 1856 г. Длина между перпендикулярами 46,3 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,9 м. Водоизмещение 615 т. Машина мощностью 150 номинальных л. с. Скорость 8—9 уз. Построена в Архангельске. Вооружение: 1—60-фн пушка и 2—24-фн пушко-карронады. Всего на борту 6 орудий. До 1860-х гг. вооружение не менялось. 16 июля 1866 г. этот клипер сдан Кронштадтскому порту. После окончания постройки клипер «Разбойник» некоторое время был включен в состав Балтийского флота. Весной 1858 г. экипаж клипера производил опись и промер фарватера в шхерах между Торнео и Ульгаборгом (Финляндия); в этом же году был предназначен к походу на Дальний Восток, куда вышел (под командованием капитан-лейтенанта Ратькова) в августе 1859 г. в составе 3-го Амурского отряда. По прибытии в Китайское море в 1860 г. был определён в эскадру И.Ф. Лихачева. В 1861-1862 гг. входил в отряд Н.А. Бирилева. Все лето находился в распоряжении подполковника корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина, производившего описные работы в заливе Петра Великого. В 1863 г. под командованием капитан-лейтенанта В. Попова вернулся на Балтику, где вскоре был исключен из списков судов флота 3 января 1867г. был списан и продан на слом.
  • «Стрелок». Заложен 5 января 1856 г., спущен 20 июня 1856 г. 16 июля 1866 г. сдан Кронштадтскому порту. К 1871 г. служил плавказармой в Кронштадте. Исключен из списков судов флота 4 ноября 1878 г. и продан на слом.
  • «Джигит». Заложен 5 января 1856 г., спущен 23 июня 1856 г. 16 июля 1866 г. сдан Кронштадтскому порту. 2 июля 1869 г. использовался в качестве мишени и потоплен наТранзундском рейде артиллерийским огнем кораблей броненосной эскадры. Исключен из списков судов флота 21 августа 1869 г.
  • «Опричник». Заложен 5 января 1856 г., спущен 14 июля 1856 г. Пропал без вести во время шторма в Индийском океане в 1861 г.
  • «Пластун». Заложен 5 января 1856 г., вступил в строй 23 июня 1856 г. 18 августа I860 г. при возвращении в Кронштадт из плавания на Дальний Восток погиб у о. Готланд в Балтийском море от взрыва крюйт-камеры, подожженной взбунтовавшимися членами команды. Исключен из списков судов флота 3 сентября 1860 г.
  • «Наездник». Заложен 5 января 1856 г., спущен 14 июля 1856 г. 16 июля 1866 г. сдан Кронштадтскому порту. 2 июля 1869 г использовался в качестве мишени и потоплен на Транзундском рейде артиллерийским огнем кораблей броненосной эскадры. Исключен из списков судов флота 21 августа 1869 г.

Корпуса архангельских крейсеров были построены из лиственницы, с отдельными элементами из дуба и сосны. Крепления подводной части медные, а надводной — железные. Длина составляла 46,3 м, ширина 8,4 м, а осадка 3,9 м. Водоизмещение — 615 т, вооружение — 6 пушек, экипаж состоял из 7 офицеров и 95 нижних чинов. На «Разбойнике» стояло 3 котла (запас угля около 57 т). Индикаторная мощность от 200 до 300 л. с. По оценке Пароходного комитета дальность плавания под парами составляла для клипера с тремя котлами около 700 миль при 10-узловом ходе. Гребной винт двухлопастный, подъемный. Вооружение. Все шесть клиперов имели одинаковую артиллерию: одну 60-фунтовую пушку на поворотной платформе, что позволяло вести огонь на оба борта, и две 24-фунтовые пушко-карронады.

Чуть позднее были построены и другие суда

  • «Гайдамак». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 64,9 м. Ширина 9,5 м. Осадка 4,3 м. Водоизмещение 1094 т. Машина мощностью 250 номинальных л. с. Скорость 11,5 уз.Заложен в 1859 г. в Англии по заказу Морского ведомства, спущен 1 апреля 1860 г. 28 августа 1861 г. при стоянке на якоре у поста Дуэ на о. Сахалин сильным штормом был выброшен на прибрежные камни. 51 мая 1862 г. снят с камней, исправлен и вновь введен в строй. С 12 мая 1862 г. по 13 июля 1863 г. входил в состав Сибирской флотилии.

Вооружение. В 1862—1868 гг.: 3- 60-фн пушки № 1, 4—4-фн нарезные. К 1871 г.: 3—6-дм пушки обр. 1867 г., 1 — 12-фн; затем 12-фн пушку заменили на 4— 4-фн. В 1882 г. орудия были сняты. Исключен из списков судов флота 11 октября 1886 г. и продан на слом.

  • «Абрек». 5 пушек. Длина между перпендикулярами 61 м. Ширина9,4 м. Осадка 4,1 м. Водоизмещение 1069 т. Машина мощностью 300/1109 (номинальных/индикаторных) л. с., изготовлена в Англии. Заложен 22 июля 1859 г. в Бьернеборге (Финляндия), спущен 26 мая 1860 г. В 1870 г. тимберован в Кронштадте, были установлены новые котлы и механизмы и ход стал 12 уз. 12 августа 1877 г. перечислен в Сибирскую флотилию. 21 января 1889 г. сдан Владивостокскому порту.

Вооружение. В 1862—1868 гг.: 3— 60-фн пушки № 1, 2—8-фн нарезные. В 1871-1880 гг.: 3-6-дм обр. 1867 г., 4- 4-фн пушки. Исключен из списков судов Сибирской флотилии 3 мая 1892 г. и обращен в блокшив. С осени 1905 г. использовался как судно-отопитель дивизиона подводных лодок. 2 сентября 1906 г. продан на слом.

  • «Всадник». 5 пушек. Длина между перпендикулярами 61 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4,1 м. Водоизмещение 1069 т. Машина мощностью 300/741 (номинальных/ индикаторных) л. с. Скорость 10,5 уз. Заложен 22 июля 1859 г. в Бьернсборге (Финляндия), спущен 1 июля 1860 г. В 1864 г. у о. Борнхольм в Балтийском море сел на мель, но был снят с нее, исправлен и вновь введен встрой. 22 августа 1880 г. сдан Кронштадтскому порту.

Вооружение. До 1868 г.: 3—60-фн пушки № 1, 2—1/2-пуд. «единорога». В 1868 г. установлено 4—6,3-дм пушки Обуховского завода, но в 1871 — 1880 гг. было 3—6-дм обр. 1867 г. и 2—8-фн нарезные пушки. Исключен из списков судов флота 7 ноября 1881 г. и продан на слом.

  • «Алмаз». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 76,2 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4/4,7 м(нос/корма). Водоизмещение 1585 т. Машина мощностью 350/ 1453 (номинальных/индикаторных) л. с. Скорость 12,5 уз. (по другим данным, 7,5 уз.).

Заложен 31 декабря 1860 г. на Галерном Островке в С.-Петербурге, спущен 5 октября 1861 г. 8 декабря 1879 г. сдан Кронштадтскому порту.

Вооружение. В 1860-х гг.: 3—60-фн пушки № 1 и 4—8-фн нарезные пушки. В 1869 г. установлены нарезные орудия: 3-6-дм обр. 1867 г. и 4—4-фн обр. 1867 г. К 1871 г.: 3-6-дм обр. 1867 г., 2-8-фн. К 1875 г.: 8-фн пушки заменены на 4— 9-фн. обр. 1867 г. Исключен из списков судов флота 7 ноября 1881 г. и продан на слом.

  • «Жемчуг». 7 пушек. Длина между перпендикулярами 76,2 м. Ширина 9,4 м. Осадка 4/4,7 м (нос/корма). Водоизмещение 1585 т. Машина мощностью 350/ 1438 (номинальных/индикаторных) л. с. 1 винт. Скорость 12,5 уз.

Заложен 31 декабря 1860 г. на Галерном Островке в С.-Петербурге, спущен 14 октября 1861 г. 12 февраля 1886 г. сдан Кронштадтскому порту.

Вооружение. В 1860-х гг.: 3—60-фн пушки № 1 и 4—8-фн нарезные пушки. В 1869 г. установлены нарезные орудия:3 — 6-дм обр. 1867 г. и 4—4-фн обр. 1867 г. К 1880-1883 гг.: 3-6-дм обр. 1867 г., 2- 9-фн. Исключен из списков судов флота 15 февраля 1892 г. и продан па слом.

  • «Забияка». Длина 67 м. Ширина 9,1 м. Осадка 4 м. Водоизмещение 1236 т. Две машины двойного расширения. 2 винта. Скорость 14,2 уз. Запас угля 320 т. Дальность плавания 6000 миль при 10 уз.Заложен 1 июля 1878 г. на верфи Крампа в Филадельфии, спущен 9 сентября 1878 г., вступил в строй в 1879 г. С 28 мая по 5 августа 1879 г. перешел из Филадельфии в Кронштадт. С 1 февраля 1892 г. крейсер 2-го ранга. 19 декабря 1893 г. перечислен в состав Сибирской флотилии. Входил в состав 1 -й Тихоокеанской эскадры. Лег на грунт 12 октября 1904 г. на внутреннем рейде Порт-Артура от попаданий снарядов японских осадных орудий. В ночь на 20 октября взорван экипажем.

Вооружение в 1880—1891 гг.: 2—6-дм обр. 1867 г., 4-9-фн, 1—3-фн обр. 1867 г. В середине 1880-х гг. добавлена 1—2,5-дм Барановского и 6—37/5-мм. С 1891 г.: 4— 9-фн обр. 1877 г., 6—47/1-мм, 6-37/5-мм, 1—2,5-дм Барановского. В некоторых справочниках указываются еще в 1891 — 1902 гг. 2—6/28-дм пушки, но они хранились в порту. Поднят японцами в 1905 г. и сдан на слом.

Видео

«Чайные гонки»

Начиная с 1830 года, после снятия с США торгового эмбарго Великобританией, клиперы ворвались на рынок международной торговли.

Историческая справка

Английские традиции чаепития привели к очень высокому спросу на чай, но английский флот к тому времени не располагал быстроходными судами, а те суда, что имелись, доставляли чайный лист от полугода и более. За это время чай перепревал в трюмах, терял свои вкусовые качества, что никоим образом не устраивало чаеманов Старого Света. За хороший чай нового урожая британская знать готова была очень хорошо платить. Английские коммерсанты быстро нашли выход во фрахте американских быстроходных клиперов, позднее, переняв опыт, корабли такого вида стали строить и британские верфи.

Клиперы позволяли доставлять чай вдвое быстрее, в идеальной сохранности.

Привезти чай нового урожая первым было очень почетным и прибыльным. Капитан и экипаж первого дошедшего с грузом в порт корабля получали солидную премию, а английская знать развлекала себя ставками.

Азарт был настолько велик, что эти состязания стали называть ежегодными «чайными гонками». Судовладелец, ставший победителем только в одной такой гонке, мог с прибылью возместить все затраты на постройку нового корабля.

Служить на гоночном чайном клипере было очень почетно; сегодня это сравнимо с игрой в высшей лиге. Помимо чая из Китая, клиперы перевозили шерсть из Австралии, вино, спиртные напитки и другие грузы.

Сколько парусов у клипера?

Первые суда строились в двухмачтовом исполнении, а последующие, более крупные — в трехмачтовом.

При разработке конструкции парусного вооружения была применена комбинация прямых и косых парусов. На каждой мачте можно было ставить до пяти основных прямых парусов, кроме того, при попутном ветре можно было устанавливать дополнительные реи по обе стороны мачты с прямыми парусами.

Это конструктивное решение практически удваивало эффективную площадь парусов и позволяло ловить максимум ветра. Носовые косые паруса служили для улучшения маневренности судна. В итоге получился корабль, превосходящий по скорости более чем в два раза любой другой тип парусного судна того времени.

Наличие большого количество парусов требовало вначале многочисленной команды численностью 50–70 человек, однако с течением времени, с появлением лебедок и прочих механизмов, экипажи кораблей были значительно сокращены. Повышенная прочность корпуса достигалась за счет композитного решения: стального каркаса и деревянной обшивки.

Советуем изучить: Изготовление поручней, трапов, мачт, якорей, каркасов, арок и прочих металлических конструкций по индивидуальным заказам

Опиумные войны

В конце 18-го века выход из такого положения нашелся сам собой: в 1773 г. Ост-Индская кампания получила права на монопольную закупку опиума в Индии и с большой выгодой продала почти полторы тонны данного продукта китайцам. Несмотря на декреты императоров от 1729 и 1799 годов запрещающие продавать, распространять и употреблять опиум, он пользовался огромной популярностью. А к 30-му году 19-го века продажи доходили уже до отметки в 1500 тонн в год, а через восемь лет — до 2000 тонн. Для контрабанды использовались скоростные клиперы, в которых ввозились наркотики, а вывозились шелка, фарфоровые изделия, пряности и чай (отсюда и пошло выражение «чайный клипер»). Несмотря на то, что такая торговля была абсолютно нелегальна, она тайно поддерживалась Британской Империей, так ее колониальные планы были связаны с необходимостью установления хорошей торговли с китайцами. Результатом стали две опиумные войны, потеря мощи Китая, его временная оккупация и долгая смута внутри государства.

Гонки чайных клиперов

Состоятельные англичане платили большие деньги за свежий чай, поэтому американские чайные клиперы на этих рейсах заработали целое состояние! Однако их гегемония продолжалась недолго. С первого же парусного клипера, пришедшего с грузом в британский порт, «сняли мерки», и вскоре легендарные парусники стали строить на английских и шотландских верфях. Здесь были спущены на воду знаменитые Ариэль, Тайпин, Титания, Фермопилы и Катти Сарк — единственный чайный клипер, дошедший до наших дней.

Вскоре доставка чая превратилась в азартное мероприятие — ежегодные гонки чайных клиперов. В началу сезона сбора чая парусники приплывали к побережью Китая. Как только товар оказывался в трюмах, чайные клиперы отправлялись в настоящую регату, занимавшую 80–100 дней. Первому кораблю, пришедшему с грузом в Британию, предлагалось щедрое дополнительное вознаграждение.

Гонка клиперов Ариэль и Тайпин

Гонки чайных клиперов стартовали в 1859 году и продолжались вплоть до 1872 года. Ежегодно в них принимали участие с десяток кораблей. Достаточно быстро в Британии развился огромный тотализатор, принимающий ставки на результаты регаты. По популярности эти морские гонки превзошли даже традиционный для Англии конный спорт. Благодаря быстроходным парусникам люди вмиг проигрывали целые состояния или могли запросто разбогатеть.

Сами регаты чайных клиперов были необычайно захватывающие, а некоторые проигрыши — крайне драматичны. Например, в Большой чайной гонке 1866 года, где участвовали 16 парусников, победил клипер Ариэль, а его ближайший преследователь Тайпин зашел в порт всего на 10 минут позже. К слову, знаменитый Катти Сарк в гонках показывал себя не лучшим образом: его наивысшим результатом стало третье место в 1871 году.

Клипер Катти Сарк

Клипер Катти Сарк в Гринвиче

Чуть дольше чайные клиперы продержались на шерстяных маршрутах из Австралии. Затем их собственники брали уже любые заказы на транспортировку грузов. Со временем клиперы стали из торговых судов переводить в учебные. Единственный чайный клипер, дошедший до наших дней, — Катти Сарк — стоит в лондонском Гринвиче и выполняет роль музея.Однако до сих пор можно подняться на борт других быстроходных парусников. Например, последних «винджаммеров» или «выжимателей ветра». В конце 19 века они соединяли Европу с Австралией и Южной Америкой и по скорости лишь немного уступали клиперам. 

Сейчас два винджаммера «Крузенштерн» и «Седов» находятся в России и принимают на борт учеников и стажеров. В этом году мы отправимся в несколько экспедиций на этих легендарных парусниках и приглашаем вас к ним присоединиться!

Теги