Что такое комикс, и с чем его едят? Часть 2

История комиксов: зарождение

Зарождением комиксов, с оговорками, можно считать наскальную живопись. Первобытные племена на стенах пещер рисовали истории из своей повседневной жизни. В наскальной живописи были свои главные герои и сюжет. Ее трудно назвать прародительницей именно комикса, но одной из родоначальниц можно считать вполне.

Принты для любителей комиксов

Уильям Хогарт «Карьера мота»
Уильям Хогарт «Карьера мота»

Действительно серьезным движением в деле создания комиксов стали работы Родольфа Тепфера и Вильгельма Буша. Каждый из них прославился по-своему. Тепфер стал знаменит благодаря «Истории господина Вйо-Буа», а Буш — серией о двух хулиганах «Максе и Морице». 

Родольф Тепфер «Макс и Мориц»
Родольф Тепфер «Макс и Мориц»

В 1843 году рисунки, появившиеся в газетах и журналах, стали называться мультфильмами. Позже из-за того, что все рисованные истории носили комический характер, их переименуют в знакомый нам «комикс». А первоначальное название достанется анимационному фильму Эмиля Коля «Фантасмагория» и так и закрепится за этим видом искусства.

В 1873 году происходит еще один толчок в развитии комиксов, это изобретение фотогравюры. Хоть изначально она задумывалась для газет, но имела отражение и в комиксах. Фотогравюра позволяла делать газеты с огромным числом иллюстраций. Технология дала толчок массовому производству комиксов. 

Первый цветной комикс появился в 1893 году в газете The New York World. Создал его Джозеф Пулитцер.

Следующим серьезным комиксом был «Медвежонок и тигр», изданный в 1892 году. В тот же период появляется комикс Yellow kid (по одной из версий, именно от этого комикса пошло словосочетание «желтая пресса»), он рассказывал о мальчике из Китая, прибывшем в Америку за приключениями.

 Yellow kid
Yellow kid

Знаменитые пузырьки и рамочки, где размещают текст персонажей, создал Рудольф Деркс. В свое время он был известным создателем комиксов и вывел их на тот уровень, на котором они находятся на текущий момент.

Комикс стал не просто увеселительным набором рисунков с текстом, он стал отражать и рефлексировать события, происходящие в мире. К началу XX века каждая газета имела полосу с комиксами, в которых отражались различные общественные вопросы.

Среди интересных и популярных комиксов того времени отметим также «Малыша Немо в Стране снов», нарисованный Уинзором МакКеем. Впервые Малыш Немо появился в газете в 1905 году и выходил до 1914-го, а потом ненадолго вернулся в 1924–1927 годах.

Видео

Издание

Сингл (Single) — один выпуск, часть незаконченной серии (начало, середина или конец). Журнал в 20–50 страниц, в тонкой обложке.

(TPB / Trade PaperBack) — сборник всех серий отдельной истории (одного арка) с дополнительными материалами (комментариями автора, черновыми набросками). Журнал в мягкой обложке.

Хард / Хардкавер (Hard / Hardcover) — сборник синглов с дополнительными материалами в твёрдой обложке.

Кастом-байнд (Custom bind) — сделанный на заказ или своими руками хардкавер. К нему можно купить бокс (box), сделанный тоже своими руками.

Делюкс (Delux) — коллекционное издание увеличенного формата с дорогой обложкой и большим количеством дополнительных материалов.

Мини (Mini-series) — серийный комикс, имеющий не более 6 выпусков.

Макси (Maxi-series) — серийный комикс более 12 выпусков.

Ваншот (One-shot) — единичный выпуск.

Омнибус / омник (Omnibus) — сборник комиксов, который содержит более 25 выпусков.

Лимитка (Limited series) — ограниченная серия выпусков.

Серийный (Serial Comic Book) — то же самое, что онгоинг.

Арк / арка / Сториарк (Arc / Story arc) — последовательность серий с одной сюжетной линией.

Онгоинг (от on going — продолжающий идти) — комикс, выпуск которого еще не закончился.

Стэндалон (Standalone) — одна серия из выпуска, которая содержит конец истории.

Взросление: появление графических романов

Сегодня термин «графический роман» не имеет строгого определения. Обычно его применяют к рисованным историям с единой сюжетной линией, изданным как целостное произведение, не серийно. Иногда графическими романами называют и сборники комиксов, изначально выходивших в виде журналов.

Преуспели в графических романах европейцы. В странах Евросоюза комикс быстро закрепил за собой статус серьезного искусства. Поэтому к изданию рисованных историй там подходят иначе, чем в США. Комиксы издаются в специальных альбомах в твердом переплете и в увеличенном формате. 

Одним из первых, кто начал работать в жанре графических новелл, был Карл Баркс. Он делал истории с начала 1940-х годов до конца 1970-х. Его часто сравнивали с Уолтом Диснеем, только в мире комиксов. 

Расцвет графических романов происходит в середине 1980-х с началом так называемого «Британского вторжения», когда начинают издаваться работы Алана Мура, Фрэнка Миллера, Уоррена Эллиса и прочих комиксистов, ставших в наше время легендами индустрии.

Последнее, что отличает графический роман от комикса, — это аудитория. Зачастую у комикса аудиторию составляют подростки и дети. Графические романы читают взрослые люди. Многие из романов не рекомендованы для чтения детям.

Азиатские комиксы

Они начали появляться после окончания Второй мировой войны, но на Западе стали известны к концу 20-го века, благодаря японскому аниме. Комиксы в азиатских странах называются по-разному:

  • в Японии — манга;
  • в Китае — маньхуа;
  • в Корее — манхва.

Такие комиксы чаще всего черно-белые и читаются справа налево (за исключением корейских). Манга рациональна, несмотря на свой захватывающий сюжет. В центре событий нередко оказываются школьники, которым предстоит пройти через жизненные невзгоды, решить свои психологические проблемы. Цензура на комиксы не распространяется, поэтому есть истории с ограничением 21+. На основе сюжетов манга снимаются мультфильмы (аниме).

Маньхуа непредсказуемы, динамичны. Их трудно объяснить с точки зрения логики. Героями, в основном, являются взрослые люди, много комиксов посвящено теме зрелой любви.

Манхва повествует о положительных, но социально незащищенных героях. Например, о бедных стариках, которые не могут постоять за себя. Этот вид комиксов широко представлен в глобальной сети, так как выпуск книг правительством не финансируется.

У комикса есть собственный язык

Комикс – особый вид искусства на стыке живописи, графики и литературы.

Помимо “стандартных” для визуального искусства приёмов комикс выработал и свои уникальные способы взаимодействия с изображением. Часть из них имеет символическую природу. Большинство уже давно привыкло, что резкие линии, сопровождающие персонажа в кадре (спидлайны) обозначают быстрое, размашистое движение. Помимо этого художники используют целый спектр различных штрихов для передачи эмоций и настроения персонажей. У героев опускаются плечи под тяжестью нависших над ними росчерков, а их внутренние противоречия словно просачиваются в реальный мир, замирая в образе неровных закорючек.

В этом комиксе можно увидеть несколько специальных штрихов: спидлайны, подчеркивающие движение персонажа, короткие линии, указывающие на силу эмоции персонажа и круговые линии со звёздочками вокруг голов оглушенных персонажей. “Астерикс из Галлии” художник Альбер Удерзо

Вот скованные ужасом персонажи. Их мелкая дрожь передана за счёт частых вертикальных линий. “В поисках божественного рецепта” художник Саэки Сюн

“Это не трубка” говорит Рене Магритт. И он прав

Это кое-что получше — образ трубки

Текст для комикса — не просто литературная основа, но также и инструмент визуализации. В зависимости от того что и как произносит персонаж, оформление его речи сильно меняется.

Мы не можем напрямую услышать звуки происходящего на этой странице, но оформление текста помогает нам представить это как наяву.

Типографика в комиксе не заканчивается на выборе шрифта и упаковывании реплик персонажей в пузыри. В руках художника слово превращается в символ, усиливая своё значение.

Чтобы показать по-настоящему маниакальный смех можно полностью заполнить им кадр. “Бэтмен: Убийственная шутка”. Художник Брайан Болланд

Ещё одно оружие комикса — рамки кадров. За счёт их размера и формы комиксист может, например управлять временем.

Более “длинные” кадры воспринимаются читателем как более протяженные во времени

Или использовать их для усиления накала и динамичности действия.

Здесь кажется, что персонаж одним ударом разломал страницу. Это не только создаёт более динамичную композицию, но и отражает панику главного героя, его “разбитость”. «Рыцари Marvel: Человек-Паук. Ночь Битв» художник Марко Руди

За свою долгую жизнь формат комикса приобрел широчайшую гамму выразительных средств, но остался при этом достаточно гибким к новым веяниям. Комиксам не свойственен консерватизм, мало у кого возникнет желание сказать “так нельзя рисовать”. Он с радостью готов вобрать в себя и этнические черты и авангардистские приёмы. Такая либеральность привлекает множество художников-экспериментаторов.

Современные комиксисты могут использовать приёмы и других медиа — например в веб-комиксе “Homestuck” множество страниц выполнено в формате gif-анимаций. Еще внутри можно обнаружить короткие анимационные видеоролики и даже фрагменты в которые можно поиграть.

Homestuck

Ava’s demon

Инструмент для мастера

Даже несмотря на свою репутацию беллетристики и детской литературы, комикс раз за разом доказывает что он может помочь донести до своей аудитории важные и серьёзные темы. И если вы очень давно хотите рассказать о чём-то, что не даёт вам спать по ночам и раз за разом заставляет задавать себе непростые вопросы — попробуйте сделать комикс. И кто-нибудь вас обязательно поймёт.

. Хотите научиться рисовать комиксы? Приходите к нам на курс «». Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

Теги