Что такое монотеизм. Монотеистические религии

Монотеизм в древнем Израиле

Мнения ученых о времени, когда монотеизм окончательно восторжествовал в Древнем Израиле, расходятся. Некоторые исследователи полагают, что политеизм исчез после монотеистической реформы Моисея, и проявления политеизма в Израиле и Иудее были пережиточными. Однако большинство придерживается точки зрения, согласно которой язычество было искоренено реформами Иошияху в конце эпохи Первого храма. Однако сторонники обеих точек зрения согласны в том, что политеистические пережитки были окончательно изжиты после возвращения еврейского народа из пленения вавилонского (см. Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Эзра и Нехемия; см. также Исход).

Видео

Индуизм []

а) Индуизм (или Брахманизм) — древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм политеистичен, он насчитывает 30 миллионов богов, каждый из которых наделен особой властью, положительным или отрицательным влиянием.

Иудаизм же признает лишь одного всемогущего Б-га.

Индуизм учит поклоняться некоторым живым существам, как, например, корове, считая их божественными, тогда как иудаизм учит поклоняться только Б-гу.

Индуизм считает мир иллюзией, а жизнь по сути своей — злом, тогда как иудаизм считает мир добром, т. к. он был создан милостью Всевышнего.

Индуизм утверждает, что конечной целью жизни является освобождение от непрерывного цикла смерти и возрождения, что внутренняя сущность человека (атман) воплощается в разных поколениях, пока окончательно не очистится от греха.

Практическим следствием этой веры является кастовая система, то есть представление, что некоторые люди от природы неполноценны в сравнении с другими, так как грешили в своих предыдущих воплощениях.

Кастовая система столетиями препятствовала включению так называемых «неприкасаемых» в жизнь общества, причем не из-за их собственных проступков, а исключительно потому, что им, якобы, присуща нечистота.

Иудаизм, напротив, подчеркивает единство еврейского народа. Хотя в нем существуют разные группы (коэны, левиты, исраэлиты), их различия касаются лишь разных способов служения Б-гу. В обществе о евреях судят не по их происхождению, а по делам. Даже выходцы из самых скромных и бедных семей могут стать уважаемыми учителями.

Ислам []

Ислам: как и в случае с буддизмом, основные принципы этой религии были сформулированы человеком из плоти и крови, которого на этот раз звали Мохамед. До его появления арабы были анимистами и политеистами.

Мохамед, живший в Медине, попав под сильное влияние евреев и христиан, принял монотеизм, перенял некоторые ритуалы и обычаи евреев, такие как молитва несколько раз в день, воздержание от свинины, пожертвования бедным, соблюдение поста, называемого у арабов Рамаданом.

Несмотря на то, что история ислама не отмечена чудесными Б-жественными откровениями, которые отличают еврейскую историю, Мохамед считал себя пророком Б-га. Он сократил перечень требований, предъявляемых к мусульманам, и в исламе отсутствует всеохватывающий свод законов, составляющий основу иудаизма.

Возможно, самым важным отличием иудаизма от ислама является то, что приверженцы последнего стараются силой обратить в свою веру весь остальной мир. Уже при жизни Мохамеда его последователи начали поход с целью распространения ислама. Мусульмане завоевали значительную часть восточного мира и были близки к покорению Европы; большинства своих побед они добились кровопролитием. Те, кто отказывались обратиться в ислам, подвергались дискриминации.

Сказанное относилось и к евреям, которых Мохамед сам предполагал обратить и которые вызвали его гнев, когда отказались сделать это.

Постоянно прибегая к силе для обращения иноверцев, ислам приобрел агрессивность, совершенно не свойственную иудаизму. Последователи иудаизма не только не побуждают других к изменению веры, но, наоборот, стараются предостеречь тех, кто неискренен в своих устремлениях. Иудаизму чуждо использование силы для расширения своих рядов.

Являлся ли монотеизм естественной древней религией человечества?

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители,[5] монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия.

Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.[5]. Однако, эта вера не подразумевает Личностность Бога или «сотворение человека по Образу Бога» — т.е. не имеет характера «этического монотеизма».

Теги