Что такое ракурс, где используется этот термин?

Что такое ракурс

Люди, начинающие свой путь в мире фотографии часто не могут сформулировать ответ на вопрос: «Ракурс что это означает?» Однако определение довольно просто. Ракурсом в фотографии называют позицию фотоаппарата по отношению к сюжету съемки. При непосредственной работе с камерой и последующем анализе снимков очень легко заметить, как эта позиция влияет на общую композицию.

В данной статье будет произведён краткий экскурс в мир фотографии через призму ракурса

Важно! Фотографы способны усиливать объект фотографии при экспериментировании с ракурсом.

С французского raccource переводится как «укороченный», «сокращенный». Другими словами, благодаря изменению ракурса можно сократить или наоборот удлинить некоторые линии. Следовательно, ответ на вопрос «Что означает слово ракурс» предельно прозрачен. Именно так получается занимательная перспектива. Фотографы способны творить настоящие чудеса, используя данный приём, искажая форму и размер снимаемых объектов.

Внимание: применять такой приём следует с осторожностью, так как он может как улучшить снимок, так и ухудшить его.

Умение правильно подбирать ракурсы для фотографа так же важно, как способность биатлониста кататься на лыжах и стрелять из винтовки. При редактировании всегда можно провести корректировку цвета, но вот изменить ракурс невозможно. И порой это может испортить весь кадр.

Видео

Нижний ракурс и его цели

 Использовать этот вид ракурса нужно тогда, когда т

Использовать этот вид ракурса нужно тогда, когда требуется сделать акцент на высоте, грации, значимости снимаемого объекта. Когда вы снимаете в направлении снизу вверх, учтите, что тем самым вы делаете параметры снимаемого объекта гораздо крупнее. К примеру, такой ракурс часто используют при съемке деревьев, чтобы подчеркнуть их высоту и стройную красоту стволов. К тому же при этом ракурсе фоном для крон деревьев будет небо, а это очень красиво. Приблизительно такой же ракурс часто применяется для съемке высоких зданий, храмов, колоколен. Помните, что здесь требуется особая осторожность, поскольку здания, снятые в таком ракурсе, могут выглядеть в кадре будто бы падающими, а это не тот эффект, который традиционно ожидается при использовании данного вида ракурса. Однако в том случае, если вы задались целью сообщить своей фотографии определенную динамику, иллюзию движения, то этот самый эффект падающего здания может сыграть вам на руку. Но при этом нужно будет подумать о композиционном решении кадра и построить его по диагонали.

Помимо этого, данный вид ракурса широко используется и в репортажах. Также ему можно найти интересное применение и в съемке спортивных мероприятий. К примеру, с нижнего ракурса можно запечатлеть спортсмена в прыжке или мотогонщика, который взлетел с трамплина. Такие снимки будут смотреться очень интересно и ярко. 

Какие бывают ракурсы?

Можно выделить несколько самых распространенных. Это будет нижний и верхний ракурсы. Что это значит? Когда человека или предмет снимают снизу, этот тип постановки называется нижним ракурсом. Внимательный читатель может вспомнить, что выше мы писали, что так фотографировать не стоит. Но из любого правила есть исключения. Не стоит фотографировать лицо, а вот фигуру можно. Делая фото снизу, можно визуально ноги сделать очень длинными, придать объекту легкости. Верхний ракурс – это съемка объекта сверху. Обычно так фотографируют мероприятия. Например, свадьбы, юбилеи или концерты. Фотографы используют этот прием, чтобы охватить в одном кадре как можно больше народу.

Разные ракурсы нужны для разных целей. Например, человека можно снимать в фас, профиль или три четверти. На каталог одежды девушек будут фотографировать прямо, а вот на обложку журнала с небольшим разворотом.

Как грамотно выбрать удачный ракурс, его основные виды

Ракурс что это такое в фотографии и что это означает уже стало понятно. Теперь нужно уточнить, какие виды данного приёма существуют в арсенале человека с камерой.

Верхний ракурс

Из названия понятно, что он из себя представляет: фотограф находится над объектом съёмки. Это визуально уменьшает даже очень большие предметы.

С помощью верхнего вида есть возможность охватить обширные территории, которые с земли просто не видны

Присматривая ракурс при фотографировании, необходимо сделать кадр задуманного сюжета сверху. Лучше всего это осуществить таким образом, чтобы камера располагалась перпендикулярно плоскости, на которой расположены все предметы. При таком необычном результате появляется комплексное понимание того, что значит ракурс, и как много он может решить. В получившейся картинке всё выглядит иначе, чем способен увидеть людской глаз. Кроме того, он делает все вещи плоскими, имеющими лишь одну поверхность.

Обратите внимание! К такому углу фотографирования следует прибегать, если целью является композиционное выделение какого-то объекта, однако злоупотреблять такой технологией не стоит. Ведь зрители могут вообще не понять, что было сфотографировано из-за крайне необычной и непривычной точки обзора.

На уровне земли

Фотограф лежит на земле либо устанавливает на неё камеру, так как данный вид перспективы требует чрезвычайной близости фоторужья с почвой. Подобно верхнему ракурсу, снимки, сделанные на уровни земли, выглядят невероятно. Они производят яркое впечатление на зрителя, заставляя человека почувствовать себя очень маленьким (почти лилипутом).

Ракурс на уровне земли прекрасно подходит для съёмки неодушевленных предметов, например, камней

Нижний ракурс

При использовании такого вида необходимо расположить фотоаппарат чуть ниже объекта фотосъёмки. Данный приём позволяет превознести предметы на фото над людьми, которые будут на него смотреть.

Важно! Нельзя прибегать к этому ракурсу для портретной съёмки. Человек будет выглядеть забавно: длинная шея, несколько подбородков, большие ноздри.

Снимая снизу вверх, можно сделать акцент на размере предмета, тем самым зрительно увеличив его. Отличный приём, если целью является придание кому-то или чему-то излишней важности или её подчёркивание.

Здания, сфотографированные с нижнего угла, могут получиться на снимке «заваленными», то есть будто летящими вниз. При этом «заваленность» придает снимкам эффект некоего движения, динамичность. При таком раскладе событий более выигрышно будет смотреться горизонтальная съёмка.

Очень хорошо нижний ракурс работает в спортивной съемке

Съемка на уровне объекта

Самый естественный из всех ракурсов. Запечатлённые на плёнке предметы выглядят максимально приближённо к реальным.

Нижний ракурс

Фотографируя с нижним ракурсом, вы можете подчеркнуть высоту, размеры, грандиозность, значимость объекта. Снимая снизу вверх, вы визуально в несколько раз увеличиваете все эти параметры того, что вы фотографируете. Ну, например, часто можно видеть фотографии стройных сосен с нижнего ракурса. Так, что их кроны оказываются на фоне голубого неба. Или примерно так же сфотографированные высокие здания, например, храмы и колокольни. Но тут нужно быть очень осторожным – здания, сфотографированные с нижнего ракурса, могут получиться на снимке «заваленными», то есть падающими. В то же время эта «заваленность» придает снимку динамичность, эффект некоего движения. В этом случае композицию кадра лучше построить диагонально.

  	Нижний ракурс можно применять и в репортаже.&nb

Нижний ракурс можно применять и в репортаже.  Очень хорошо этот прием работает в спортивной съемке. Например, прыгун в высоту или мотогонщик, взлетевший с трамплина во время мотокросса, сфотографированные с нижней точки, на снимке будут смотреться очень и очень эффектно.

Хороший ракурс

Сегодня модно заказывать фотосессии к памятным датам. На выпускной, в период беременности, на Новый год, да и на другие праздники в студии записаться очень сложно. Слишком большие очереди, особенно к хорошим фотографам. В обиходе фотохудожники очень часто между собой, да и в разговоре с клиентами, используют словосочетание «удачный ракурс». Что же они имеют в виду?

Хороший ракурс – это удачное положение модели относительно фотографа. Обычно такие кадры не получаются сами по себе. Их нужно выстраивать. Есть даже целые пособия по ракурсам для фото. Девушки, которые хотят стать моделями, просто обязаны знать правила. Зачем? Чтобы хорошо получаться на фотографиях. А разве не все зависит от фотографа? Конечно, нет.

Каждый человек, который любит фотографироваться, знает свои удачные и неудачные позы. У всех людей они разные. Ведь у некоторых хорошая растяжка, поэтому они могут красиво изогнуть ноги в полушпагате, а другим этого не позволяют сделать слабые нерастянутые мышцы. Но есть определенный набор поз, становясь в которые вы можете не бояться, что получитесь плохо.

Вот некоторые рекомендации:

  1. Всегда фотографируйтесь в три четверти. Тогда не будет никаких проблем, что глаза получились несимметрично или улыбка вышла кривоватой.
  2. Не стоит фотографировать лицо снизу. Оно получается толще, чем есть на самом деле, да и второй подбородок получается даже у очень стройных людей.
  3. Всегда нужно следить за тем, что попадает на передний план. Не допускайте, чтобы там оказывались руки или ноги случайно. Если вы выдвигаете руку вперед, это должно быть осознанное действие.
  4. Отличные фотографии получаются со спины. Причем фотографировать нужно против света. Силуэт всегда выигрышно смотрится на светлом фоне.

Виды ракурса

Итак, давайте рассмотрим, каким же образом можно фотографировать, чтобы общее впечатление от снимка изменялось в зависимости от положения камеры относительно модели съемки.

Во-первых, снимок можно сделать расположив камеру на одном уровне со снимаемым объектом.

Это позволяет нам увидеть предметы в кадре такими, какие они есть на самом деле. А насколько художественной и интересной получится картинка, зависит не только от мастерства фотографа, но и от реальной красоты и уникальности кадра. А также от будущего предназначения снимка.

Такой ракурс фото чаще используется при портретной съемке, когда перед фотографом стоит задача передать максимальное сходство снимка с оригиналом. Но здесь скрываются уже совсем иные секреты.

Во-вторых, фотографировать можно расположив камеру ниже объекта съемки.

Этот ракурс дает нам возможность воспринимать различные предметы более значимыми, и даже более величественными, чем они есть на самом деле. Взгляд, стремящийся вверх, как бы возвышает и без того высокий памятник архитектуры.

Однако такой же прием можно применить по отношению к маленькому предмету и тем самым придать ему вес и значимость.

В-третьих, расположив камеру выше интересующего нас объекта, мы можем существенно снизить его размеры, показать его малозначимую сущность по отношению к чему-нибудь более весомому.

Использование этого ракурса позволяет захватить в кадр большее пространство, чем при съемке на уровне или снизу. Он позволяет сделать масштабное маленьким и незначительным. Помогает посмотреть на многие вещи совершенно иными глазами и показать всю ничтожность возвышаемых человеком сооружений.

Назад в прошлое: история ракурса

Немало фотографов при съемке опирались на те же самые композиционные принципы и правила, которые использовались при работе художниками, создающими свои картины совершенно другими способами. 

В те времена, когда фотография только зарождалась, высота, на которой должна была располагаться камера, целиком и полностью зависела от того, какие творческие цели преследует фотограф, а также от того, какую высоту имеет штатив, на котором нужно было устанавливать камеру. Кстати, данные принципы остались неизменными и в более поздний период развития фотосъемки, тогда, когда фотокамера очень сильно уменьшились как в размерах, так и в весе, стали гораздо компактнее и легче в эксплуатации. Фотографии стали создавать с высоты роста человека, и очень многое стало зависеть от того, какой рост у фотографа. Но однажды Гаспар Феликс Турнашон, который был французским художником, фотографом и писателем, смог создать фотопанораму Парижа с высоты птичьего полета. Это событие произошло в 1858 году. Кстати, этот снимок был первым в истории, сделанным с высоты птичьего полета и вообще с воздуха. Сам Турнашон мгновенно стал знаменитым фотографом, который оставил величайший след в истории развития искусства фотографии в общемировом масштабе. 

Однако на первых порах этот фотограф не был принят коллегами серьезно, его даже высмеивали. Один из известных в парижских кругах карикатуристов даже нарисовал карикатуру на Турнашона. Она изображала фотографа, который летел на воздушном шаре над Парижем и держал в руках камеру. Карикатура даже была дополнена саркастической подписью, которая впоследствии оказалась пророческой в совершенно серьезном ключе. 

С течением времени фотография перевоплотилась из забавы для финансово обеспеченных людей в настоящее искусство. И именно Турнашон был именно тем первопроходцем, который изменил фотографию в этом направлении. Это потому, что именно этому фотографу пришла мысль об изменении точки съемки. Он был первым фотографом, который отринул принятые принципы и начал делать снимки под определенным ракурсом. Как вы понимаете, это стало поистине революционным шагом, поскольку доселе даже в живописи понятие ракурса почти не использовали. Однако после Турнашона ракурс стали активно применять как в изобразительном искусстве, так и в фотографии.

Маленький экскурс в историю

Многие годы фотографы применяли в своей работе те же принципы и законы композиции, что и художники, которые создают свои произведения другими техническими средствами,  например, живописцы, работающие красками на холсте.

Чаще всего на заре фотографии высота расположения довольно-таки громоздкой и тяжелой фотокамеры зависела не от творческой задумки фотографа, а от высоты имеющегося у него штатива, на котором, собственно, тогда и устанавливалась фотокамера. Не изменился этот принцип и немного позже, когда фотоаппараты заметно поубавили в своем размере и «массе тела». Снимки стали обычно делаться с высоты человеческого роста, и многое зависело от роста самого фотографа. Но вот как-то раз художник, писатель и фотограф  из Франции Гаспар Феликс Турнашон взлетел  над Парижем на воздушном шаре и создал фотографическую панораму города с высоты птичьего полета.  Случилось это в 1858 году. Это была первая в мире фотография, сделанная с воздуха. А любимец парижского бомонда  Гаспар Феликс Турнашон в один миг превратился в величайшего фотографа Надара, оставившего весьма и весьма заметный след в истории мирового фотоискусства.

Но, тем не менее, первоначально Надар некоторыми своими современниками был откровенно высмеян. Популярный парижский художник-карикатурист тех лет Домье создал карикатуру на Надара, на которой изобразил его летящим на воздушном шаре с фотоаппаратом в руках. Подпись к карикатуре гласила: «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства». Эх, знал бы тогда Домье, что его слова станут настоящим пророчеством!  

Да, фотография действительно перестала быть технической забавой обеспеченных людей того времени и стала высоким искусством. И Надар был одним из первых, кто способствовал этому. Ведь это именно он придумал изменить точку съемки. Он первым отошел от общепринятых стандартов и сделал снимок под ракурсом. И это стало своего рода революцией в изобразительном искусстве, ведь даже в живописи и то ракурс практически не применяли. Зато после Надара различными ракурсами стали весьма активно пользоваться художники-авангардисты разных толков и направлений.

Паника перед съёмкой

Было ли у вас нечто подобное? Вы идете по улице и видите на скамейке красивую девушку. За ней потрясающий фон и вы хотите запечатлеть этот момент, но начинаете колебаться и проходите мимо.

Вы продолжаете думать об упущенном моменте и незаметно возвращаетесь, но что-то поменялось. Вы делаете кадр, и он не плох, но не такой, каким мог бы быть изначально.

Так что же случилось? Вы упустили идеальный момент и потеряли отличную позицию для съёмки из-за волнения.

Подумайте о кадрах, которые моли бы сделать, если бы начали общаться с ней или просто улыбнулись и указали на камеру. Вы моли бы стать перед ней на одно колено и сделать фото крупным планом. Ваши возможности будут безграничны, если вам удастся справиться со страхом.

«Если ваши фотографии недостаточно хороши, вы не достаточно близко» — Роберт Капа

Крупные планы могут сделать снимки более интимными

Крупные планы могут сделать снимки более интимными.

2 Зум и ходьба

Если вы постоянно держите камеру у глаз и крутите зум, это плохая привычка. Зум – это не инструмент, позволяющий снимать крупные планы, не сходя с места. Это творческий механизм, который позволяет изменять угол обзора и глубину резко изображаемого пространства.

Много было сказано о фиксах и их преимуществах, но это не значит, что зумы плохие. Они могут дать больше возможностей, но также могут сделать вас ленивым.

Если вы увидели у себя в воображении какой-то кадр, попробуйте его передать при помощи оптики. Увеличение масштаба визуально приблизит фон и сделает более узким угол обзора. Также уменьшится ГРИП. Подумайте, нужно ли вам это. Если вы хотите передать величие природы, красоту пейзажа, но в кадре есть лишние элементы, просто попробуйте подойти к объекту съёмки, а не использовать зум, который убьёт фон.

Используя зум-объектив, вам нужно понимать, что именно даст каждое фокусное расстояние. Имея это понимание, вы можете выбрать нужное значение зума, а потом подойти к снимаемому объекту на нужное расстояние и сделать отличный снимок.

3 Работа с пространством и перспективой

Это происходит со всеми нами. Вы нашли сцену и сделали снимок. Казалось бы, всё хорошо, но не торопитесь уходить. Возможно, другой ракурс окажется более интересным. Попробуйте увидеть сцену со всех сторон.

Если вы приложите усилия и попробуете проанализировать положение объектов в кадре, снимки могут получиться интересней. Перемещаясь влево и вправо, мы можем визуально изменить положение объектов. Приближаясь или отдаляясь, достигаются похожие эффекты параллакса. Взаимосвязь всех объектов в кадре очень важна.

Выясните, где вы должны быть, как высоко вы должны стоять и как убрать мешающие элементы из кадра. Сделайте обдуманный выбор и снимайте. Затем снова думайте и двигайтесь.



 «Это иллюзия, что фотографии сделаны с пом

 «Это иллюзия, что фотографии сделаны с помощью камеры… они сделаны при помощи глаз, сердца и головы» — Анри Картье-Брессон

Теги