Что такое слэм-данк в баскетболе?

Как данк стал искусством?

Эстетизация данка настолько органичная часть 80-х, что о ней и не принято говорить. Считается, что НБА спасли Лэрри Берд и Мэджик Джонсон. Ну, максимум – Лэрри Берд, Мэджик Джонсон и Дэвид Стерн. На самом деле, НБА спасли Лэрри Берд, Мэджик Джонсон, Дэвид Стерн и данки, красивые и многообразные.

Прежде всего, стоит отметить многообразие.

При всей их способности летать Ирвинг, Томпсон и прочие действовали довольно прямолинейно. Первым, кто начал открывать новые сущности данка, стал человек из того самого джордановского «кокаинового цирка» – Орландо Вулридж. Он первым забил сверху, пронеся мяч между ног. И показал, что в данке есть гораздо больше, чем чистый атлетизм, амплитуда прыжка или даже развевающаяся афро-прическа.

За ним двинулись великие.

Майкл Джордан не завоевал мир одним махом. Ему для этого потребовалось несколько этапов, и на первом из них он предстал Его Воздушеством, человеком, как будто умеющим парить на верхотуре, как будто недоступным для притяжения, как будто являющим реалистичную версию супергероя. Супермен летает неестественно, Спайдермен, Карлсон и Бэтман пользуются дополнительными приспособлениями, а вот Джордан, Джордан – воплощение гармонии и подтверждение того, что и эта стихия не так уж чужда, пусть и для не совсем человека.

В конце 80-х Джордан и Доминик Уилкинс делают конкурс по броскам сверху одним из знаковых событий календарного года в НБА.

Сами их номера сейчас не особенно смотрятся. Но нужно проговорить три ключевые вещи:

1. Эти контесты подарили несколько легендарных данков, в том числе данк Джордана, где ему удается практически лечь в воздухе, и данк-мельницу Уилкинса.

2. На этом моменте слэмданк-контесты становятся очень престижным мероприятием и особенной гордостью лиги: НБА умудрилась сделать нечто, строго говоря, имеющее очень слабое отношение к баскетболу, оригинальным автономным зрелищем и посчитала необходимым стимулировать интерес в дальнейшем.

3. Лига разглядела в броске сверху бездну эстетического потенциала и умудрилась черпать оттуда вот уже больше 30 лет.   

История конкурсов очень нестабильна: они получаются совершенно разными, иногда провальными, иногда противоречивыми, они чередуют депрессивные фиаско и возвращение к резонансным противостояниям Джордана и Уилкинса, они балансируют между закрытием и приоткрывающимся окном в отдельный вид спорта. Уже понятно, что все эти флуктуации – это нормально. Конкурсы развиваются, пусть и урывками, и планомерно исследуют красоту и оригинальность данка: атлетическое величие Джордана и Уилкинса выводится на новый уровень атлетическим величием сначала Винса Картера и Джейсона Ричардсона, а потом – Арона Гордона и Зака Лавина; фантазии Ди Брауна и Седрика Себалоса возвращаются фантазиями Блэйка Гриффина, Джавэйла Макги и Дуайта Ховарда, потребность в крохах в 80-е удовлетворяет Спадд Уэбб, потребность в крохах в нулевые – Нэйт Робинсон, каждый год корректируется баланс между оригинальностью идеи и эффектом исполнения…

. В других видах спорта красоту приносят исключительные голы, в баскетболе же нашли способ скорректировать стандартизованные броски вот так.

Вряд ли можно считать совпадением то, что лига начала расти в тот момент, когда перестала считать данки скандальным явлением.

Видео

Как делать данк в баскетболе?

Для начала необходимо точно знать, как правильно выполнять подобный бросок. Нужно научиться дриблингу: следует вести мяч рукой (не более двух шагов). Затем прыгнуть с ведущей ноги (расположенной напротив бьющей руки), вытянуть руку в сторону баскетбольной корзины и бросить мяч в кольцо.

Как написано выше, для исполнения слэм-данка необходимо выпрыгнуть выше баскетбольного кольца, находящегося на высоте почти в трех метрах от паркета.

Итак, для успешного выполнения подобных прыжков тр

Итак, для успешного выполнения подобных прыжков требуется укреплять икроножные мышцы. В этих целях можно использовать скакалку, прыгая как на обеих ногах, так и на одной по очереди. Также для тренировки икроножных мышц требуется выполнять подъем на носках (приблизительно 45–60 подходов).

Еще одно важное упражнение – приседания на носках. С поднятыми пятками и прямой спиной выполнить прыжок вверх на 10–15 сантиметров. Используйте мяч для улучшения равновесия при выполнении данного упражнения. Но не увлекайтесь: такие «рывки» в высоту оказывают большую нагрузку на мышцы.

Также положительный эффект придаст бег по лестнице. При этом не забывайте, что качественная обувь и правильное питание (прием пищи за час или два перед занятиями, наличие овощей и фруктов) облегчат обучение слэм-данку.

Что ж, возможно в прыжке вы уже почти достаете до кольца. Что дальше?

Зачем нужны броски сверху

Игроки делают данки по многим причинам. Во-первых, бросок сверху относится к одним из самых надежных в игре, потому что его сложно заблокировать и шанс промахнуться невысок. Во-вторых, зрелищный слэм-данк очень важен психологически, он может завести зрителей и придать уверенности партнерам по команде. В-третьих, игроков, умеющих делать красивые данки, зрители любят больше остальных. Топ-10 игровых моментов дня всегда включает хотя бы один данк.

Высоким игрокам проще забивать сверху, но обычно самые зрелищные и запоминающиеся слэм-данки совершаются защитниками и форвардами, а не центровыми. Чаще всего в матчах броски сверху получаются бесконтактными, например, в быстром отрыве, но периодически встречаются слэм-данки с сопротивлением через защитника, и именно их зрители любят больше всего.

Броски сверху наиболее распространены в НБА, а если говорить о Евролиге, то там нечасто увидишь зрелищный данк. Объясняется это устоявшимися традициями и более низким атлетизмом игроков.

Известные данки

Уилт Чемберлен, как известно, макнул в экспериментальную 12-футовую корзину, установленную Фогом Алленом в Канзасском университете в 1950-х годах. [34]

Майкл Уилсон , бывший баскетболист из Гарлема и Университета Мемфиса , совершил этот подвиг 1 апреля 2000 года и попал в Книгу рекордов Гиннеса , хотя и без особого успеха . [43] [44]

Винс Картер замочил мяч, прыгнув на 2,18 м французского центрового Фредерика Вайса на летних Олимпийских играх 2000 года . Французские СМИ окрестили это « данком смерти » — «данком смерти». [45] [46]

По крайней мере, один игрок выполнил данк на 720 градусов (то есть два полных поворота в воздухе): Taurian Fontenette, также известный как Air Up There, во время игры в стритбол . [47]

В чем выражается эпоха постмодерна в истории данков?

К 2020-му данк пришел к странному состоянию, и дальнейшую его эволюцию сложновато предсказать.

1. Данк не то чтобы вышел из моды, но совершенно т

1. Данк не то чтобы вышел из моды, но совершенно точно перестал резонировать. Как и любое современное явление культуры потребления, в какой-то момент он приелся и перестал быть гурманским блюдом, главной маркой баскетбола, тем, что нужно увидеть во что бы то ни стало.

Болельщики все чаще расстраиваются из-за конкурсов данков и все скептичнее обсуждают очередной «обычный данк» Леброна Джеймса, выбегающего на пустое кольцо, в лучшей десятке игрового дня.

.

И не всегда это плохо: как минимум, ушла та нервирующая помешанность на непременном унижении соперника при помощи броска сверху. Данк – будь то взрывные выходы Уэстбрука, использование гуманоидных конечностей Янниса, мощные плюхи Зайона – органично вернулся в вибрирующий поток игры.

Джейсон Тэйтум потоптал Леброна Джеймса в седьмом матче финала конференции позапрошлого года. Но об этом не помнит никто, кроме самого Джейсона Тэйтума.

2. Настоящие «постеры» – данки, вынимающие душу – из игры ушли. И вряд ли это временное явление.

Есть целый набор объективных причин.

Это и зацикленность на травматичности. Если даже в киевских поликлиниках так переживают за здоровье Кавая, то страшно подумать, что происходит внутри лиги, когда тот медвежьей походкой разгоняется, чтобы подлететь с леворуким данком. Раньше Винс Картер ставил себе цель подняться как можно выше, чтобы перепрыгнуть Данкана и удивить весь мир, теперь же редко можно увидеть, чтобы кто-либо бесстрашно прыгал в тела.

Хороший данкер сегодня – тот, кто аккуратно подлетает к кольцу и ставит так чисто, что у него потом ничего не болит.

Это и давление лиги. НБА с помощью технических за всяческие провокации и вообще более строгого судейства сделала так, что появление нового Шона Кемпа сейчас стало невозможным. Раньше Мутомбо понимал, что у него есть шанс выиграть дуэль в воздухе у атакующего игрока, а Джордан понимал, что в случае успеха он поиздевается над центровым. Сегодня защищающиеся игроки предпочитают убегать, а то их может подвинуть имеющая преимущество в глазах судей рука Блэйка Гриффина. А самим данкерам раздают технические за одни взгляды.

Это и изменение культуры. В НБА много друзей, нет откровенной шпаны, а еще много активистов, понимающих, что баскетбол – это далеко не все… Короче в НБА не осталось места для чистой ненависти к сопернику, который бросает тебе вызов самим существованием.

Последний раз, когда в данке проскальзывало нечто личное – это нападение Леброна Джеймса на Джейсона Терри. Он тогда еще играл за «Хит».

Сейчас мы должны были бы сидеть и ждать, когда Джа Морэнт заведет себе какого-нибудь персонального врага в виде Нуркича, а Зайон Уильямсон красиво оттопчется на Энтони Дэвисе. Но вместо этого мы сконцентрированы скорее на том, как бы Морэнт и Уильямсон научились половчее приземляться, а то их полеты и так вызывают нездоровое волнение.

3. Быть данкером стыдно.

С расцветом данков мастера этого искусства столкнулись с неприятной дилеммой: в общественном сознании возникло разделение на настоящих баскетболистов и «данкеров», к которым стали относиться как к неполноценным.

Первым, кто пострадал из-за такой репутации, стал Доминик Уилкинс. Его сопернику Джордану удалось вовремя прошмыгнуть в ряды баскетболистов, а вот летающий форвард, который когда-то один на один сражался с Лэрри Бердом, не успел – и в итоге потерял и место в списке 50 величайших игроков, и слишком много позиций в пирамиде величия. Его запомнили лишь как мастера ставить сверху, а вот карьерные достижения прошли мимо. Старик до сих пор убеждает, что 26 тысяч очков одними данками не наберешь, но ему никто не верит.

После них было множество похожих пар.

Кобе Брайант отказался от повторного участия в контесте и показательно сосредоточился на командной работе. Винс Картер не сделал такого же демонстративного отказа и завершил карьеру в качестве человека, который не добился ничего, кроме того, что выдал с десяток великих данков.

Дуайт Ховард отдал победу на конкурсе «малышу» и вместе с этим и избавился от клейма. Блэйк Гриффин же – последняя суперзвезда НБА, которая не побоялась еще и развлекать людей с помощью данков. Уже сейчас Гриффина-баскетболиста мало кто помнит, остался лишь данкер с ожидаемо проваленной карьерой.

Леброн Джеймс всю жизнь заигрывал с болельщиками: публиковал видео с колоритными данками непременно в районе проведения конкурсов по броскам сверху. Но на участие так и не решился – привычно сделал все политически остроумно: как бы и крутой данкер, но на конкурсы не ездил, так что ни под какие стереотипы не попадает. «Мне всегда казалось, что в НБА я должен проявить все грани моей игры», – отвечал он на уговоры.

Штука в том, что сейчас клеймо данкера пугает еще больше. Раньше репутации данкеров всеми силами избегали суперзвезды. Сейчас репутации данкеров избегают уже игроки, только в перспективе претендующие на звание звезды.

Именно с этим связана, скажем, даже не скрываемая рефлексия Зака Лавина касательно участия в слэм-данк-контесте: от последнего, который проходил в Чикаго, где он играет, он отказался из-за того, что обиделся – его не взяли на Матч всех звезд за игровые заслуги, он не захотел показывать болельщикам свои данки.

4. Данки – это отдельный спорт. И их дом – уже не НБА.

В 70-х до публики доходили лишь легенды о том, что на уличных площадках гораздо веселее, чем в НБА. В эпоху YouTube в этом легко убедиться: эстетические границы данка расширяют вполне себе профессиональные данкеры. Они выстраивают тело специально под броски сверху, уделяют много времени тому, чтобы выдумать что-то действительно небывалое, фирменное, ездят по конкурсам, которые проводятся в разных точках мира. И, конечно, собирают миллионы просмотров.

Четыре года назад Джордан Килгэнон, самый известный из них, даже прорвался в программу Матча всех звезд в Торонто с «данком скорпиона».

И возникло четкое ощущение, что будущее данка да и самого конкурса по броскам сверху на Матче всех звезд уже принадлежит не тем людям, что играют в лиге.

13 лучших данкеров мира, о которых вы никогда не слышали

Скажем, лишь одному человеку удавалось сделать данк с двумя оборотами. И это профессиональный данкер Ториан Фонтеннет, а не кто-либо из НБА.

5. Исходя из всего сказанного, хочется поскорее увидеть «Космический джем 2».

В оригинальном фильме Джордан раздавливал пришельцев с помощью мясистого данка, «космического джема», символа одновременно мощи и изящества, самого красивого и самого унизительного, что есть в баскетболе.

Леброну Джеймсу придется как-то фантазировать на ту же тему, но уже тогда, когда восприятие данка претерпело существенные изменения. Если ориентироваться на современную повестку, то кажется, что он должен отдать слепую передачу под трехочковый из угла от Лолы Банни.

Винс Картер – главное разочарование XXI века. Вот только его влияние на баскетбол перевесило даже его рекорд по поражениям 

Фото: /Kevin C. Cox; basket-mag.com; vice.com

Теги