– «Что такое забота и внимание?» в КультКопилкеЗнаний

Забота о родителях

Все мы подвержены старению. Даже очень активные родители, когда приходит старость или одолевают неизбежные болезни, становятся медлительными, им трудно иногда даже самостоятельно передвигаться. Тогда они становятся зависимы от нас. И дело не в деньгах, а в нашем присутствии, добром слове. Люди, которые шаг за шагом приближаются к смерти, очень нуждаются в нашей любви. И нам приходится принимать на себя опеку над ними, входить в инверсивную роль, самому становиться родителем собственных отца или матери. А быть заботливыми и нежными по отношению к ним нам не всегда удается. Ведь современное общество – это часто собрание одиноких эгоистов. И нам постоянно некогда, у нас свои тревоги, мы отмахиваемся от престарелых родителей, перенося все на «потом». А этот момент может никогда не настать. Поэтому по-настоящему заботливая мама не должна забывать о том, чтобы развивать в своих детях сочувствие и желание опекать слабых и помогать им.

Видео

Забота в понимании женщин

Женщины интуитивно чувствуют, что необходимо их детям и мужчинам. Забота в понимании женщин — это всевозможные действия, которые делают их окружение счастливым. У молодых мамочек просыпается материнский инстинкт, который помогает чувствовать свих детей, их потребности, возникает природная забота о малышах. Женщина может создать рай вокруг себя, если будет проявлять жертвенную заботу к своей семье. Именно из-за разного отношения к проявлению заботы между мужчиной и женщиной могут возникать разногласия. Но важно помнить, что это качество может проявляться с разных сторон. Поэтому нет ничего плохого в том, что мама будет больше заботиться о чувствах своего ребенка и его физическом состоянии, а папа о покупке игрушек.

Словарь Ожегова

забота

ЗАБОТА, ы, ж. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у когон. Заботы по хозяйству. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чегон. З. о человеке. 3. Внимание, попечение, уход. Окружить когон. заботой. 4. заботами кого, в знач. предлога с род. п. Благодаря чьимн. усилиям, стараниям. Заповедник создан заботами учёных. • Не было заботы (разг.) выражение недовольства по поводу чегон. Не моя забота (разг.) не моё дело, меня не касается. Мне бы ваши заботы (разг. шутл.) говорится в знач.: мои заботы, огорчения гораздо серьёзнее ваших. Что за забота! (разг.) неважно, несущественно. Он сердится, а мне что за забота!

Путь к саморазвитию лежит через сострадание — действительно ли это так?

Между социальными эмоциями и нравственными действиями есть промежуточное звено в виде самоанализа, предполагающего понимание висцеральных ощущений. Последние представляют собой реакции организма на различные чувства либо воздействие факторов окружающей среды (к примеру, появление мурашек от испуга, мороза либо удовольствия).

Нейробиологам удалось выяснить, что данные эмоции приводят к всплеску активности в участках коры головного мозга, включенных в сеть, соответствующая чувству собственной важности. Усиление активности данной сети происходит, как правило, в момент, когда индивид выносит моральное суждение.

Иначе говоря, висцеральные процессы выполняют функцию моста между социальными эмоциями и персональными стимулами к нравственным поступкам.

Зарабатывать деньги на повседневные нужды, обеспечивать семью необходимыми вещами и заботиться о собственных детях — это важно. Но находить время и деньги на собственное развитие необходимо, чтобы двигаться вперед.

Осознание себя через заботу о ком то

Забота о ком то необходима, чтобы сформировалось чувство самоидентификации и человеку было легче понять себя. И, напротив, зрелость собственного я – это основа сопереживания и беспокойства о другом. То есть развитие умения заботиться о себе происходит в тех случаях, когда человек заботится о ком-то.

Категория заботы трансформируется, обретая трансце

Категория заботы трансформируется, обретая трансцендентный характер. В таком смысле забота приобретает уже широкое значение, представляя собой не просто беспокойство о благополучии собственного я, а способ существования.

Нужно ли прежде всего заботиться о себе?

Забота о людях равносильна выражению: «Полюби себя, и тогда полюбишь окружающих». Вы должны в первую очередь позаботиться о себе, для того чтобы потом суметь позаботиться о человеке.

Рассмотрим пример, наглядно демонстрирующий принцип. Согласно авиационному правилу, при возникновении турбулентности и выпадении кислородных масок в первую очередь нужно надеть маску на себя, а потом на ребенка. Чтобы позаботиться о ребенке, нужно обеспечить собственную безопасность.

Проявляя заботу о ближнем, сломленном болезнью нев

Проявляя заботу о ближнем, сломленном болезнью невозможно, если не спать ночами. Крайне важно учитывать собственные потребности, и вовсе не из эгоистических соображений, а как раз наоборот. Так вы поможете близкому человеку рациональным, а не исступленным способом.

Важно не путать любовь к себе, самоуважение с эгоцентризмом. Гоните прочь чувство вины. Эгоцентрики оказывают помощь окружающим исключительно для раздутия чувства собственной важности до невероятных размеров. Личности, любящие себя, осознают: если они научились заботиться о себе, значит, заботиться о ком-то им будет гораздо проще.

Взаимосвязь заботы о других и беспокойства о себе

Когда человек проявляет заботу о людях, начинает развиваться его умение заботиться о себе. По мнению нейробиологов, эти два умения тесно взаимосвязаны. Когда индивид восхищается окружающими, проявляет сострадание, в его мозге задействуются нейронные структуры, помогающие формировать самосознание.

Забота о других заставляет человека подвергать осмыслению свое я, оказывает влияние на его нравственный выбор, а также побуждает принимать участие в благотворительных мероприятиях.

Дела касающиеся заботы о себе, индивид не защищает рамки своего я, а, напротив, стремится преодолеть их, то есть переступает через самолюбие. Так развивается гуманность, искреннее стремление заботиться.

В столь желаемой, однако труднореализуемой системе координат возможно возвращение бескорыстия, самоотверженности, восстановление утраченных связей, проявление подлинной заботы о людях. Вероятно, жизнь в социуме перестанет вызывать стойкие ассоциации с полем сражения за личные выгоды.

Измельчение и индивидуализация морали

Забота о других больше никого не интересует. В настоящее время в социуме наблюдается моральный кризис, который имеет прямое отношение к культу эгоцентризма. Нарциссы и гедонисты «отменили» нравственную регуляцию, посчитав ее лишь некой разновидностью развлечения.

В результате этого происходит смена нравственных установок. Сообщества разрушаются, вследствие чего ослабляется персональная ответственность перед окружающими. Все контакты так или иначе сводятся к функциональной зависимости, мораль же понимается исключительно как ответственность индивида перед собственной персоной.

Казалось бы, такая мораль помогает предупреждать неверные поступки, но спектр ее действия сильно ограничен. В таком случае мы говорим об очень узком значении этого понятия – инстинкте самосохранения, к примеру. В сущности подобная забота о себе больше напоминает обеспокоенность или даже своего рода опасение.

Возведение эгоцентризма в абсолют это, по мнению нейробиологов, уязвимая позиция.

Забота о себе

Человеку свойственно проявлять заботу о себе. Это продиктовано отчасти природой. У нас существуют базовые потребности, которые необходимо удовлетворять. Это может быть потребность во сне или еде. Мы не можем забыть о них, так как сам организм нам напоминает, что пора спать или покушать. И в пищу мы не употребляем опилки или гнилые фрукты, а ищем продукты вкусные, сытные и полезные. Это элементарное проявление заботы о себе. Забота о своем здоровье и правильном образе жизни только похвальна.

Но встречаются случаи чрезмерной заботы о себе и своем теле. Такая забота граничит уже с эгоизмом, эгоцентризмом. Таким людям, как правило, трудно уделить внимание другим, так как они полностью поглощены собой. Это поведение пагубно влияет на общение человека и его личностную динамику, поэтому иногда нужно переключаться на нужды других. Забота о других приносит удовлетворение, чувство необходимости кому-то, дает внутренний стимул к осуществлению других добрых дел.

Педагогический терминологический словарь

забота

непрерывная активность, направленная на достижение блага кого-либо (чего-либо). Среди объектов З. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные институты. З. также характеризует отношение человека к самому себе и к другим людям. Трактовка З. как деятельно-заинтересованного отношения к другому (другим), противоположного враждебности, эгоизму, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных культурных традициях. Например, в античной культуре тема З. как особого отношения между людьми возникает гл.о. в контексте рассуждений о достоинстве каждого свободного человека. Образцом нравственно прекрасного единения, согласно античным философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность. Высшей ценностью в дружеских отношениях наделяется сам друг. В христианстве заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь, которая характеризуется самопожертвованием, составляет его фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердия от дружеской любви-привязанности состоит в его опосредовании абсолютным идеалом — любовью к Богу. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием и преображается в любовь к ближнему. В новоевропейской моральной философии З. также являлась объектом исследований. Например, с точки зрения И. Канта, любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, которое опосредуется осознанием морального долга. Вместе с тем Кант не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как «женской», прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной — «мужской», возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. Анализ З. в контексте противопоставления женской моральной позиции как заботливой и мужской — как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 89)

К чему приводит отсутствие заботы или ее избыток

Нехватка внимания и снижение порога ответственности, особенно по отношению к детям и животным, может обернуться катастрофическими последствиями. Это тезис, который не нуждается ни в каких доказательствах, он очевиден. Мы созерцаем каждый день результаты такого поведения. Безнадзорные дети и брошенные животные – это только верхушка айсберга. Болезни, смерть, в том числе ранняя, агрессивность, скрытая или явная ненависть к себе подобным — вот главные последствия недостатка внимания к живым существам. Но если забота проявляется слишком усиленно и не к месту, то это тоже может привести к негативным последствиям. Часто тот, кому уделяется подобное внимание, относится к этому как к должному и перестает думать о самостоятельной жизни. Такой человек может сделаться настоящим домашним тираном. С другой стороны, слишком заботливая мама, опекающая детей на каждом шагу и не желающая смириться с тем, что они взрослеют, подавляет их волю. Они либо вырастают бесхребетными и неспособными к принятию самостоятельных решений, либо начинают протестовать в подростковом возрасте, и тогда в доме начинаются самые настоящие семейные войны. Поэтому забота не должна перерастать в унижение ни того, кого опекают, ни того, кто проявляет внимание.

Теги