Что такое заочное отпевание и в церкви

В каких ситуациях допускается отсутствие тела?

Чин погребения – это особый религиозный ритуал, исполняемый над телом покойного. В отличие от заупокойных песнопений и молитв, которые могут исполнить сами родственники, он имеет регламентированный порядок псалмов и отрывков из святого писания. Раньше использовался как дополнение к исповеди, но сегодня остается едва ли ни единственным шансом умерших попасть в Царствие Небесное. Ведь многие люди погибают, так и не успев раскаяться в содеянном.

На самом деле, проведение процедуры без личного присутствия усопшего практикуется довольно давно. Первые задокументированные случаи говорят об отпевании воинов, погибших в сражении. Так как перевозка груза 200 стала возможна только в середине прошлого столетия, всех погибших в ратном бою предавали земле на месте смерти. При этом товарищи по оружию забирали с собой горсть земли с места погребения и передавали ее духовнику в родном городе или селе усопшего. Считалось, что обряд, проведенный над принесенным грунтом, равноценен отпеванию самого покойного.

Со временем традиция заочного очищения души распространилась и на другие категории граждан, в числе которых:

  • Умершие не своей смертью во время природных катастроф или техногенных аварий;
  • Жертвы террористических актов;
  • Пациенты психоневрологических диспансеров;
  • Умершие от потенциально опасных для окружающих заболеваний (открытая форма туберкулеза, инфекционные болезни и т.д.);
  • Люди, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Рассчитывать на удаленное проведение главного погребального ритуала могут родственники людей, умерших и захороненных за границей. Кроме того, обряд выполняют заочно в случае перезахоронения останков.

Чин погребения не может производиться дважды. Если человек был отпет на похоронах, при повторном захоронении после эксгумации, выполнять обряд не нужно.

Видео

Как совершается заочное отпевание усопших

Священнослужители отмечают: заочное отпевание без присутствия тела человека – явление крайне редкое. Возможно это только в определенных случаях, например, если:

  • усопший был похоронен много лет назад, но по каким-либо причинам в день погребения не было проведено отпевания;
  • человека хоронят в спешке – например, если его погребают в братской могиле во время военных действий;
  • человек погиб во время чрезвычайной ситуации;
  • не было доступа в храм РПЦ.

При таком чине отпевания в церкви священник начинает с подготовки земли, затем освящает и благословляет ее, читает молитву. Когда обряд завершен, он вручает землю родным усопшего. Ее нужно отнести к месту захоронения, чтобы крестообразно посыпать землю. В том случае, если человек был кремирован, всыпать землю из церкви необходимо в урну, где хранится прах. Говоря о том, сколько длится заочное отпевание, священники отмечают: обряд продолжается столько же, сколько и обычный.

Отпевание – это не обряд прощения грехов, а освобождение от тех согрешений, в которых человек покаялся при жизни.

Если неизвестно точное место, где похоронен человек, неизвестно или находится слишком далеко, брать землю в церкви не имеет смысла.

На какой день лучше хоронить умершего: историческая справка

Страх быть погребенным заживо называется тафофобией. Поэтому некоторые даже в завещании указывали, когда проводить их погребение. Например, Артур Шопенгауер завещал придать его тело земле на 5 сутки после его смерти.

Николай Гоголь очень боялся очнуться в гробу после погребения. Есть мнение, что этой страшной участи ему не удалось избежать.


Летаргический сон

Хоронить усопшего по прошествии некоторого времени стали из-за случаев, когда покойник вдруг «воскресал» во время или накануне процесса похорон. Раньше было принято захоранивать умерших в день их смерти. Поэтому были ситуации, когда человека, впавшего в летаргический сон, закапывали заживо, предполагая, что он умер. Подобная участь могла произойти с Франческо Петрарка – итальянским поэтом. Но его спасло то, что через 20 часов после того как его объявили мертвым, он проснулся. После этого поэт благополучно прожил около 30 лет.

В 1772 был введен указ герцога Ф. Мекленбургского, повелевающий проводить захоронение умерших на 3-ий день после смерти. Сделано это было, чтобы исключить случаи с захоронением людей, впавших в литургию либо находящихся в глубоком обмороке.

Что будет, если отпеть живого человека в православной церкви

С панихидами и обрядом погребения живых людей связано немало суеверий. Если рассматривать этот вопрос в магическом контексте, это якобы должно быть причиной болезней или даже смерти. Однако Церковь это отрицает: никакие шаманские или ведьмовские ритуалы не принесут православному христианину вреда.

Отпевания, как и свечи поставленные за упокой души живого человека не принесут вреда тому, на кого они направлены.

Говоря о том, что такое отпевание, священники объясняют: молитвы этого чина читаются только за мертвых, а значит, имеют значение исключительно для их душ. Они не подействуют на живого человека, ведь это не заклятие, не заговор. Молитва – обращение к святым и Господу, которые не будут убивать и наказывать кого-то в угоду чьим-то мелочным интересам. Тот же, кто организует подобные мероприятия, берет на свою душу большой грех. Такому человеку непременно нужно искренне покаяться и исповедоваться.

В случае, если родные пропавшего много лет назад человека, без какого-либо злого умысла заказали в церкви заочное отпевание, но впоследствии человек откуда-то вернулся, грехом это не считается. Никакого негативного влияния на дальнейшую жизнь того, кто был отпет, не будет.

Как проходит процесс отпевания в церкви

Как правило, мертвого человека из морга в храм привозят уже подготовленным: его лоб увенчивает венец, на груди покоится крест, тело накрыто одеждой. Гроб с телом покойного устанавливают лицом к алтарю. Требному клирику остается лишь установить свечи и зажечь их. В это время родные усопшего раздают тем, кто пришел проводить ушедшего из жизни человека в последний путь, свечи – символ победы жизни над смертью.

Выбирая предметы гардероба для траурного обряда, следует руководствоваться скромностью и строгостью.

У родных и знакомых покойного часто появляется вопрос – в чем идти на отпевание. Священники отмечают, что ни форма одежды, ни ее цвет не регламентированы. Одежда может быть синей, серой, черной, коричневой. Ярким или вызывающим нарядам в церкви не место.

Вот как отпевают покойника в церкви: священник начинает читать молитвы, Священное Писание, псалмы – так он и все присутствующие на отпевании просят Бога простить человеку его грехи и даровать его душе Царствие Небесное. Когда прочитана разрешительная молитва, ее текст на листе бумаги вкладывается в руку усопшего. После этого у его семьи и близких есть последняя возможность попрощаться с ним. Эти минуты – самые откровенные и трепетные: у покойного можно попросить прощения, сказать ему какие-то последние слова, которые не были сказаны прежде. После священнослужитель закрывает покойного одеянием и крестообразно осыпает его землей.

Бывает такое, что чин отпевания совершается при закрытом гробе. В такой ситуации при прощании можно прикладываться к кресту на крышке.


Прощание с усопшим

Рассчитать до минут, сколько по времени отпевают умершего в церкви, невозможно. Продолжительность обряда зависит от целого ряда факторов. К примеру, от числа людей, которые пришли попрощаться с усопшим. Священнослужители на вопрос о том, сколько длится отпевание в церкви, говорят: время может колебаться от 35 до 50 минут.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными


Отпевание нескольких человек сразу Общее отпевание лучше, чем несколько отпеваний, совершенных наспех из-за нехватки времени.

В народе принято считать, что отпевание «в индивидуальном порядке» принесет душе усопшего куда больше пользы, нежели этот же процесс, совершенный над несколькими покойными сразу. Священники говорят: это ложные суеверия. К примеру, в годы Первой Мировой войны священнослужители отпевали у братских могил сотни – и даже тысячи – воинов, павших на поле боя. И это было полноценное чинопоследование, делить которое по числу всех погибших было бы неправильно. Христиане должны помнить: Господь слышит каждую молитву, поэтому важнее молиться о том, кто ушел из жизни, чем думать о чьих-то домыслах и суевериях.

Земельный обряд

Священник Алексий Плужников обращает внимание верующих на заблуждение относительно первостепенной ценности погребальной земли, которой после совершения чина отпевания батюшка крестообразно посыпает тело умершего перед накрытием крышки гроба. В случае заочного отпевания родственникам усопшего даётся благословлённая трижды земля, которую они должны посыпать на могилу близкого человека. По его словам в церковном Уставе нет никакого указания, на то, что эта земля обладает каким – либо сакральным свойством. До 1917 года практически на каждом кладбище России был храм, в котором и проводилось отпевание, после чего священнослужитель шёл вместе с похоронной процессией к могилке и в момент опускания в неё гроба, трижды брал лопатой землю и бросал её в яму. Этим действом священник демонстрировал собравшимся истину, что из земли мы сотворены и в землю же возвратимся. Таким образом, в земельном обряде нет никакой святости, а его роль несколько возросла в советское время, когда верующие не имея возможности открыто отпевать усопших, обращались в немногочисленные действующие храмы за их заочным отпеванием, после которого священники давали им горсть земли, чтобы они сами завершили обряд. В наши дни земля превратилась в едва ли не центральный объект отпевания, для получения которой находят время даже не сознательные родственники, заказывающие заочное отпевание.

Отпевания в церкви – кто лишается

Церковной панихиды лишаются лица, которые сознательно лишили себя жизни. Отпевание самоубийц возможно только в том случае, если они это сделали по неосторожности:

  • гибель на производстве;
  • отравление несвежей едой;
  • утопление;
  • падение с высоты (случайное).

Лучшая статья для Вас, переходите: Петров пост

Обряд возможен, если усопшие не признаются самоубийцами. К этим же категориям относятся люди, которые с собой что-то сделали по причине или приступа душевной болезни. Погибшие при разбое или при совершении бандитских актов (совершавшие вооруженный грабеж, убийство) также лишаются отпевания на кладбище или в храме.

Важно! Для того чтобы совершить обряд для человека, который мог считаться самоубийцей, сначала необходимо написать письмо в Епархиальное управление и запросить разрешение. При этом необходимо представить заключение о причине смерти и другие медицинские заключения.

Ведь действительно, помимо заупокоенных молитв священник читает разрешительные молитвы, которая позволяет простить покойному все его житейские грехи или клятвы, ему прощается все, в чем покойник покаялся или забыл покаяться по неведению.

Только так усопший с миром отпускается в другой лучший мир. К тому текст такой молитвы кладут умершему в правую руку, чтобы он воспользовался ею в другом мире. Примечательно, что уложенная в руку молитва, без прочтения ее священником перед погребением, не имеет никакой силы.

Полезная информация: что раздают на 9 дней после смерти

Как вести себя при отпевании и после?

Прежде всего, каждый верующий человек должен понимать, что и любовь должна жить в сердце, и молитвы должны исходить из него, быть искренними и душевными. Доказать это сложно, но возможно, и первыми вашими помощниками станут Псалтирь и Акафист. Читать можно и нужно ежедневно – утром кафизму из Псалтиря, вечером – Акафист. Знание и понимание прочтенного, а главное – Ваша искренность и вера – станут настоящим показателем жертвенности.

Еще одним правильным поступком станут благие дела, милосердие и милостыня. Если к этим деяниям Вы отнесетесь так же искренне, вы докажете свою любовь у усопшему.

Что происходит с душой умершего после отпевания

Положение бестелесной оболочки после смерти шаткое. Считается, что при этом появляются ангелы и демоны, каждый склоняет душу на свою сторону. Захоронение на третий день – событие символичное. Это своеобразный рубеж, означающий, что душа правильно прошла процесс отделения от тела. Тогда же она успокаивается. Причем способствует таким изменениям стороннее участие – молитвы родных. Тело уходит вниз, душа – возвышается. Это промежуточный этап. Бестелесная оболочка пока не попадает в рай или ад.

Еще одна причина, объясняющая, почему похороны не назначают раньше третьего дня – душа все еще находится рядом, ей будет невыносимо больно созерцать погребение своего материального вместилища.
Уход души почившего
Уход души почившего

Причины отказа в заочном отпевании

Несмотря на то, что в большинстве случаев священники идут навстречу родственникам, в отдельных ситуациях проведение обряда очищения души строго запрещено. В частности, его не исполняют над теми, кто:

  • — был крещен при жизни (в том числе, над младенцами);
  • — исповедовал другую веру;
  • — отрицал существование бога;
  • — составил письменную просьбу не совершать над его телом православных обрядов;
  • — не был признан умершим (пропавшие без вести).

Чин погребения совершает только один раз. Если останки были эксгумированы и подлежат перезахоронению, повторно их не отпевают.

Также служитель церкви может отказать в том случае, если нет никаких препятствий для проведения очной службы.

Их не отпевают

Лица, совершившие акт самоубийства, по церковным канонам не могут быть отпеты в храме. Но если родственники самоубийцы смогут предъявить церковнослужителям доказательства наличия у него психического расстройства, а в епархиальном управлении им выдадут специальное разрешение, то священник сможет провести чин отпевания. Не признаются самоубийцами люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное отравление, падение, потопление), а также те, кто пошёл на греховный шаг в состоянии алкогольного опьянения и острого психопатического припадка. Вместе с тем церковного чина «Последование мертвенное» лишаются люди, погибшие от ранений, полученных при совершении разбойного нападения, поскольку эти преступники причисляются к самоубийцам. А женщины, умершие во время родов или в первые сорок дней после них, вопреки устоявшемуся мнению, могут быть отпеты в храме с соблюдением всех правил.

Как совершается таинство заочного отпевания?

Чин погребения проводимый заочно включает в себя тот же самый перечень молитв, что и обычный. Проводится обряд в любой день, за исключением особых христианских праздников – Рождества, Пасхи и Троицы. Вместо тела отпевают пригоршню земли. Ею крестообразно посыпают могилу, где захоронен ранее не отпетый покойник, или родственное захоронение. Последнее символизирует упокоение рядом с предками, воссоединение после кончины с членами своей семьи. После кремации землю пересыпают в урну к праху.

Если усопший ещё не упокоен или предполагается проведение перезахоронения, то служба проводится также над венчиком и разрешительной молитвой. Впоследствии эти ритуальные атрибуты укладывают на лоб и в руки почившему, а землю рассыпают крестом на саван.

Земля для проведения обряда может быть взята с реальной могилы отпеваемого или предоставлена священнослужителями. Её не требуется оплачивать. Прихожане вносят пожертвования только за совершение обряда.

Лучшим вариантом будет присутствие родных на религиозной службе. Таким образом будет проявлено уважение к почившему, а Господу будут произнесены искренние заупокойные молитвы близких. Во время службы следует держать зажжёнными свечи, а огарки оставить в церкви.

Соболезнование

Отправить онлайн

Отправить онлайн

Как проводится обряд заочного отпевания?

Между очным и заочным отпеванием есть некоторые различия. Вместо тела используется горсть земли, над которой произносятся молитвы. Черёд их тот же самый, что и при очной службе. После этого отпетую землю приносят на могилу упокоенного или родственное захоронение и сотворяют ею крест. Таким образом прах умерших из одного семейства воссоединяется.

В общем случае отсутствует соответствующая погребальная атрибутика. Если же предполагается проводить перезахоронение, то заочное отпевание проводится до эксгумации и к земле прикладываются венчик и разрешительная молитва. Впоследствии начитанные аксессуары вкладываются вместе с останками усопшего в новый гроб, а на саван насыпают крестом землю, над которой был совершён чин погребения. Если тело было кремировано без отпевания, то начитанная земля пересыпается в урну, а затем проводят захоронение праха.

Родственникам лучше всего присутствовать при совершении чина погребения. Этим выказывается серьёзность их намерений, проявляется уважение церкви и покойному. Во время службы в руках держат зажжённые церковные свечи, оставшиеся огарки оставляют у икон.

Важно! Отпевание не проводится в Великие Христианские праздники – Рождество, Пасху, Троицу.

Откуда брать землю для чина погребения?

Если тело уже погребено, будет естественным взять жменю с могилы того человека, которого предполагается отпевать. Допускается взятие земли с родственной могилы. Или землю предоставит сам батюшка. Вам не нужно будет оплачивать грунт, а потребуется только внести пожертвование за проведённую службу.

Таинство отпевания

Отпевание, как его проводят сейчас, получило порядок и правила при патриархе Никоне в середине 17 века. Оно состоит из молитв и песнопений, которые читаются нараспев и, действительно, звучат как своего рода песни, прерываемые речитативом. Именно поэтому церковный обряд и получил название — отпевание. Церковь приравнивает обряд отпевания к обряду крещения. Отправляясь на небо, покойный как бы получает шанс на второе рождение — воскресение. За него просят у Бога, у Матери Богородицы, славят Христа за его терпение, милость, проявляемую ко всем: праведникам и раскаявшимся грешникам. А раскаяться в грехах надо перед смертью, что называется, на последнем издыхании. То есть, по правилам церковной службы человек на смертном одре должен вспомнить все свои грехи и неправедные поступки, попросить прощения и раскаяться в содеянном. Тогда и отпевание будет своего рода разрешительным билетом на благополучное попадание в Царствие Небесное и на благосклонность и прощение Господа. Так считает Церковь.

Одежда: погребальное платье

Традиционно принято хоронить женщин в платье. Наряд с блузкой и юбкой некоторые священники уже могут не одобрить. Что и говорить о брюках: хоронить женщин в этой удобной современной одежде считается зазорным.

Требования к погребальному наряду для женщин в православной вере:

  1. Длина подола юбки или платья не должна быть выше колена.
  2. Глубокие вырезы на подоле не допускаются.
  3. На блузке или платье не должно быть декольте.
  4. Не допускается наличие ярких цветов, надписей и принтов.
  5. К кружевам отношение неоднозначное: одни священники их допускают, а другие — нет.
  6. Любая выбранная одежда должна быть новой, выглаженной и аккуратной.
  7. Все элементы наряда должны быть выражены в единой цветовой гамме.

Женщин принято хоронить в одежде светлых тонов. Но чисто белый цвет допускается лишь для облачения молодых девушек. Пожилую женщину можно хоронить в темной одежде. Красный цвет считается несчастливым по народным поверьям, его не стоит использовать. Примета гласит, что покойник в красном заберет с собой на тот свет еще одного члена семьи. Впрочем, православная церковь не одобряет подобные суеверия.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или ра Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мiр приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́в Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.
  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:
Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Тво Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Как происходит заочное отпевание

Порядок молитв остается неизменным, каким бы образом не совершалось ритуальное очищение души. Но если отсутствует тело умершего, обряд выполняют над горстью земли. Как правило, родственники набирают ее на могиле отпеваемого покойного. Если тело похоронено в другой стране, можно взять грунт на месте захоронения одного из родственников.

По завершению чина погребения почву возвращают на место, рассыпая в виде креста. Если необходимо отпеть покойного во время эксгумации, делают это до поднятия останков, а отпетую землю затем насыпают поверх савана.

Теги