Как бороться с грехами празднословия и многословия?

Празднословие — это обесценивание дара Божьего

Человек — создание уникальное, ведь правда? Много ли мы знаем животных, которые обладают речью? Да, наверняка кому-то из читателей приходилось слышать про разумное общение дельфинов или способности кошек к телепатии. Но это всё пока находится в области теорий, да и мало похоже на человеческую речь.

Цицерон — пример правильно использованного дара ре
Цицерон — пример правильно использованного дара речи

Речь — это тонкий и очень возвышенный инструмент. Им можно создавать одухотворённые произведения искусства: романы, стихи, пьесы. Выступления Цицерона, ораторство Цезаря, книги Набокова, ставшие классикой двух языков, проповеди христианских подвижников — всё это настоящая сокровищница человеческой культуры. У Бога есть причины гордиться нами.

Устное и письменное творчество — это отражение в нас качества Творца. Общение — это проявление любви — ещё одного свойства Божественной природы, которая заключена в человеке. И всё это до безобразия обесценивается, когда превращается в пустой трёп — пустословие.

Видео

Притча о монахе и грехах словом

В Евангелии от Матфея (12:36-37) Сын Божий наставляет нас: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».Здесь уже говорится не о злых словах, как в 33-м псалме, а о праздных словах. Есть такое сказание. Монах вышел со своего монастыря по благословению игумена и пошел в город. Рядом ехала телега, на которой сидел жид, и монах взялся за край этой телеги, чтобы легче было идти. А всю дорогу жид ругал игумена монастыря. Монах старался не слушать, ему главное дойти до города. А когда они уже подъехали к городу, жид спрашивает: — Ну все-таки согласись: прав я? И монах сказал (это, может, была отговорка в его понимании): — Может быть. Он больше ничего не сказал. Он сделал все дела в городе, потом вернулся в монастырь, а навстречу к нему вышел старец, который ему сказал: — А ты теперь уже не монах и даже не христианин».А он сказал только «может быть».

Святитель Тихон Задонский призывал победить грех празднословия с помощью Божией

Тихон Задонский учил, что язык без контроля склоня
Тихон Задонский учил, что язык без контроля склоняет к греху

Святитель Тихон Задонский смотрел на грех празднословия с ещё одно стороны — с эстетической. Можно сказать, что он был идеологом «гигиены» речи, точнее, её чистоты. Он недоумевал, как человек позволяет себе произносить одними устами скверные слова и имя Божие:

«Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».

Но вопрос не только в красоте речи, а именно в грехе. Тихон Задонский отдельно подчёркивал это:

«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых… Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который ‘не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис. 53, 9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».

Нужно держать язык в узде, чтобы справиться с празднословием

Единственный выход, по мнению, Тихона Задонского, — это контроль над языком, развитие навыка «держать его в узде» с Божией помощью:

«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, “язык… —неудержимое зло” (Иак. 3, 8), — говорит апостол. И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»

Празднословие: причины и следствия

Удивительны рассуждения святых людей, не правда ли? Отец Савва заметил такое, о чем мы просто и не задумываемся. Брякнем что-то — и дальше побежим, а через час уже не помним, что сказали. И в такой атмосфере у нас проходит вся жизнь.

«Попробуй… обычный разговор свой проанализировать, как говорится, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета»4), — советует схиигумен Савва. Спросим себя, друзья. Мы, мотающиеся по монастырям, бегающие за старцами, собирающие дома всякие святыньки; мы, рассуждающие об Афоне и Валааме, – делаем когда-либо такую простую вещь, как этот анализ? А ведь празднословие — это, прямо скажем, грех явный, лежащий на поверхности. Да, не самый страшный. Но — в ад привести может. Как и любой другой грех.

Недуг празднословия стар, как мир. «Не знаю, откуда вошла в людей эта болезнь: мы стали болтливы; в нашей душе не держится ничего, — говорил Златоуст. — Послушай одного мудреца, который, увещевая, говорит: «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя» (Сир. 19:10); и ещё: «услышал слово безумно, и поболел, — как рождающая — от младенца (Сир. 19:11)».5)

Ах, какое сравнение! Действительно, «в нашей душе не держится ничего». Причем, в отличии от  людей древности, сегодняшний день ставит перед нами важную задачу переработки огромного количества информации: что нужно бы обдумать, что пересказать другому, в чем нас наверняка обманывают… Но мы большей частью беззащитны перед таким вызовом времени. Даже выкладывать спичечные пирамидки, как Штирлиц, вместе с соответствующей мысленной работой (помните рассуждающий голос за кадром?) мы не сможем, ибо воспитаны совсем другой культурой. Это культура фаст-фуда: съел информацию, толком не пережевав и не дав организму ни грамма витаминов, извергнул (простите). Такие извергнутые из ума, непереваренные мысли облекаются  в соответствующий словесный мусор и заполняют эфир нашего общения.

Превозношение

…Враг не борет тебя ими <страстями>, но влагает высокоумие, всех других пороков тягчайшее. Когда он сам, будучи бестелесен, за один сей грех низвержен с неба, то тщится оным и других запять. И потому Премилосердый Господь попущает нам иногда падать и какими-нибудь душевными страстями запутываться, чтобы видеть свои не­мощи и грехи и о них пещись, а не смотреть других грехи и неисправления, а паче когда они нам еще не поручены (преп. Макарий).

…Думаю, попущено врагу на вас вооружаться сильно за то, что вы возомнили о себе, что стяжали мир (преп. Макарий).

Не болтайте с соседками!

Часто можно, проходя по двору, услышать разговоры дворовых женщин и бабушек, девочек. О чем они говорят? Да о чем угодно, но не о полезных вещах. Нередко весь двор в курсе, что происходит у того или другого человека. Например, у вашего соседа неприятность в семье. Об этом уже знает весь двор, и говорят о нем разные вещи, сочиняя причину проблемы. Кто-то даже начинает ненавидеть его, не зная сути дела.

Нужно понимать, что чужие проблемы не должны касаться никого. Если есть желание помочь человеку, то об этом не нужно говорить никому. И крайне нехорошо обсуждать с кем-то, что у него на самом деле. Проходите мимо сплетников. Лучше молча помочь страдальцу, чем разговаривать о его делах с соседками.

Нередко священники говорят проповедь о грехе празднословия, опираясь на слова Иисуса Христа в Евангелии: «От своих слов осудишься». Что здесь имеется в виду? Грех празднословия настолько замаскирован, что человек не видит грани между «хорошо» и «плохо», он не видит его в своих словах. Да, он знает, что матом ругаться плохо, обзывать кого-то плохо, врать тоже. А вот о том, что треп – это грех, не догадывается. Поэтому святые отцы и служители церкви учат остерегаться лишних разговоров.

Исповедь

Понятно, что празднословие в православии расценивается как грех. Поэтому если вы согрешили каким-либо неполезным словом, то нужно исповедаться у священника, попросить у Господа прощения. Какие же именно поступки относятся к такому греху:

  • долго разговаривал с другом ни о чем;
  • обсуждали с соседками одного из жильцов дома;
  • пели частушки и нехорошие песни;
  • смеялись, обсуждая нелепость человека;
  • критиковали кого-то за спиной;
  • жаловались на плохую погоду, сурового начальника, нерадивого чиновника;
  • грубо разговаривали с кем-то.

Перечислять можно долго. На самом деле священники рекомендуют на исповеди говорить кратко о грехах, а не давать ответ: «Согрешил празднословием». Это уже не исповедь, а какой-то формальный отчет.

Знаете, когда у человека действительно все в порядке? Когда он больше молчит, не любит разговоры, сплетни и пересуды. Во многих православных книгах есть проповедь о празднословии как о самом распространенном духовном пороке. Все зависит от самого человека, его поступков.

Теги