Как выбрать медиатор?, на гитаре

Как выбрать медиатор для гитары. Вводная информация

Одним из основных инструментов для извлечения звука является медиатор. Это тонкая пластинка из натурального или синтетического материала, которой бьют по струнам, таким образом, получая звук. При этом он выходит гораздо острее и жестче, чем при игре пальцами, за счет более сильной атаки – и именно поэтому на данный момент плектр используют даже при игре сложными переборами – правда в этом случае он надевается на пальцы, как при игре на банджо.

В данной статье мы расскажем вам, какой медиатор выбрать, дадим краткую характеристику почти всем их видам, а также резюмируем все сказанное и подготовим советы по тому, какой плектр купить лучше всего.

Видео

Несколько общих тезисов

Во-первых, выбор лучших медиаторов для гитары – вопрос сугубо индивидуальный. Пробуйте разные модели – и в определенный момент вы совершенно точно найдете наилучший для себя вариант.

Во-вторых, все-таки старайтесь проглядываться к шероховатым моделям, поскольку они почти не выскальзывают из пальцев, что значительно упростит процесс игры.

В-третьих, существуют варианты, которые объективно хуже других – например, деревянные медиаторы однозначно быстрее стачиваются и ломаются, чем остальные, а стальными играть непривычно и сложнее.

В разделах ниже вы сможете прочитать про большую часть материалов, из которых изготавливаются медиаторы, а также прослушать аудио примеры их звучания.

Материалы изготовления – cинтетические

От убийств черепах и вырубки лесов перейдем к более привычным видам медиаторов — синтетическим.

Термореактивный пластик

Эти плектры считаются одними из лучших среди синте

Эти плектры считаются одними из лучших среди синтетических. Удобный скос, долговечность и износостойкость – то, ради чего стоит их брать. Или хотя бы попробовать. Минус – медиаторы из термореактивного пластика имеют большую толщину.

Нейлон (Nylon Picks)

Эти медиаторы можно отметить только по их небольшой стоимости. Они гибкие, приятные на ощупь, но хрупкие и быстро изнашиваются.

Целлулоид

Целлулоид

Это простые и недорогие медиаторы. Среди гитаристов они наиболее распространены, но имеют небольшой срок службы, мягкость и хрупкость материала берут своё.

Tortex / Delrin Picks

Это «хорошая классика». Материал таких плектров пр

Это «хорошая классика». Материал таких плектров приятен на ощупь и имеет свой уникальный яркий и «хлесткий» тон. Многие профессиональные гитаристы выбирают медиаторы из этого материала. Плюс также и в том, что их можно найти в любом гитарном магазине.

Ultem / Ultex Picks

Гитаристы отмечают, что за свою стоимость эти медиаторы дают «тот самый черепаший тон», который они так ищут. Приятным бонусом стоит отметить то, что Ultex можно найти практически везде.

Выбираем подходящую форму

Если не брать в расчет совсем уж необычные кастомовые формы, то наибольшее распространение получили 4 типа щипков:

  • Стандартная – наиболее популярная, мягкий звук, удобный хват, средняя по интенсивности атака.
  • «Капелька» и Джаз – уменьшенные вариации стандартной формы, обычно имеют большую толщину. Традиционно такие медиаторы выбирают музыканты, которым важна динамика и яркость звучания.
  • Треугольник – пожалуй, самый практичный вариант, так как срок его службы в три раза дольше: истерли один кончик – начинайте играть следующим! Едва ли подойдет для скоростных гитаристов и тем, кто часто играет лид-партии, так как имеет достаточно большой размер.
  • Медиатор-коготь – одевается на пальцы и заменяют ноготь при пальцевой технике игры (fingerstyle picking). Обычно используются владельцами акустических гитар и банджо, которые играют в стилях кантри, фолк, блюграсс и т.д.

Как подобрать форму медиатора? В идеале попробуйте

Как подобрать форму медиатора? В идеале попробуйте все перечисленные традиционные варианты. Стандартная форма подойдет практически всем музыкантам вне зависимости от стиля, капельки и джаз выбирают как обожающие выразительную игру блюз- и джазмены, так и многие лид-гитаристы – такие медиаторы меньше и толще, их движение проще контролировать во время быстрой игры.

Треугольники выбирают чаще всего неприхотливые музыканты, которым не так важен контроль над звукоизвлечением и которых больше волнует бюджетная сторона вопроса.

Еще один из вариантов – sharp-медиаторы, которые имеют не скругленный, а заостренный кончик носика. Они обладают более яркой атакой и очень часто используются как лид-гитаристами, так и музыкантами, для которых важна динамика в риффах.

Материалы

1. Панцирь черепахи (Tortoiseshell Picks) — самые жесткие медиаторы, даже при небольшой толщине. Они дают хороший, четкий тон. Но их довольно трудно найти в продаже, и при этом они имеют высокую цену.

2. Заменитель панциря черепахи (Turtle Substitute) – отличное сочетание звука «черепашьего» медиатора и разумной цены. Такие медиаторы обеспечивают тот самый характерный тон. Правда и их придется поискать, прежде чем купить. И стоит учесть, что все они имеют довольно большую толщину. 

3. Фермерская черепаха (Farmed Turtle Shell). Такие медиаторы изготавливают из панцирей сухопутных черепах, которых разводят на фермах. Но дело в том, что панцири морских черепах укрепились за счет их длительного нахождения в соленой морской воде, у сухопутных черепах пластины имеют совсем другую плотность и свойства. Такие медиаторы не дают характерного «черепашьего» звука.

  	   
   
   4. Растительная слоновая кост  

  4. Растительная слоновая кость (Tagua (Corozo) Picks). Медиаторы, изготовленные из данного материала, довольно жесткие и прочные, обеспечивают яркий и теплый тон. Основным их недостатком является то, что они толстые и не гнутся, что, кстати, отлично подойдет для бас-гитары. 

5. Кокосовый орех (Coconut Shell Guitar Picks) – дарит медиаторам  приятный тон и достойную атаку, но вдобавок большую толщину и почти полное отсутствие гибкости. 

6. Дерево (Sheesham Wood Picks) звучит своеобразно, местами даже интересно, и имеет приятную текстуру, но при этом быстро стачивается или ломается. 

7. Натуральный рог буйвола (Buffalo Horn Picks) – по даваемому тону может соперничать с черепашьими панцирями, но такие медиаторы быстро стачиваются и ломаются. 

8.  Слоновая кость (Bone (and Ivory) Picks). Медиаторы, изготовленные из слоновой кости, очень твердые, а, следовательно, долговечные и негнущиеся совсем. При игре таким медиатором может образовываться лишний шум, а атака получается далека от совершенства. 

9. Камень (Stone Guitar Picks). Подобные медиаторы отлично подойдут солирующим гитаристам, они обеспечивают  очень специфичный окрас тона, который сложно с чем-то спутать. 

  10.  Металл (Metal Picks) подарит вам очень теплый и нежный тон, но при этом такие медиаторы жестко ощущаются на струнах и совсем не гнутся. 

   11. Морские ушки (Абалон - одностворчатый моллю

11. Морские ушки (Абалон — одностворчатый моллюск) (Abalone Picks). Данные медиаторы обеспечивают нежный и мягкий тон при достаточной жесткости. 

  12. Углеродное волокно (карбон) (Carbon Fiber Weave Picks) подарит вам самые тонкие медиаторы в мире, которые идеально подходят для игры аккордами. А вот в сольных партиях достойной атаки от них не дождешься. 

13.  Термореактивный пластик (Thermoplastic). Медиаторы из такого пластика считаются одними из лучших медиаторов из синтетических материалов. Но в продаже можно найти только толстые варианты. 

14.  Нейлон (Nylon Picks) применяется в недорогих и гибких медиаторах, имеющих приятную на ощупь текстуру. Такие медиаторы являются довольно хрупкими. 

15. Целлулоид (Celluloid Picks) – доступный каждому материал.  Такие медиаторы являются наиболее популярными, но они быстро изнашиваются. 

16. Делрин (Полиформальдегид — полимер с повышенной прочностью) (Delrin/Delrex/Acetal Picks) не скользит в руках, очень гибок и удобен, а также весьма недорог. 

17. Тортекс (Tortex Picks) — основной материал для изготовления медиаторов: доступных по цене и присутствию во всех магазинах. Имеют свой неповторимый тон, проверены и одобрены профессионалами. 

18.  Акрил (Gravity Picks (Acrylic)) делает медиаторы жесткими и прочными, а значит гарантирует сильную и читаемую атаку. Из недостатков стоит отметить то, что акриловые медиаторы выскальзывают из рук. 

19. «Ultem» (полиэфиримид)— инновационный сверхпрочный пластик  (Dunlop Ultem/Ultex Picks). Такие медиаторы весьма недорогие, но при этом  обеспечивают тот самый «черепаший» тон, за которым гоняются многие музыканты. 

  20.  Сверхпрочный пластик (Blue Chip Picks). Атака таким медиатором дает интересный и насыщенный тон, но при этом стоят такие медиаторы довольно дорого. 

21. Вейген, аналог композита (Wegen Picks) – материал редкий, но очень долговечный.  Вследствие отсутствия гибкости, такие медиаторы отлично подойдут для игры сольных партий. 

22. Сердце дракона (Полиамид-имид: графит, стекловолокно, углеродное волокно) (Dragon’s Heart Picks) – довольно редкий материал, чтобы найти такие медиаторы придется постараться, но они того стоят. Дело в том, что по факту внутри одного медиатора собраны разные варианты скосов, острия и так далее, то есть  вы можете в процессе игры менять их для получения нужного звука. 


23. Стекло. Стеклянные медиаторы твердые и тяжелые, что позволяет получить большой спектр звучания. Поверхность медиаторов может быть гладко отполирована, а может быть грубой.

Как держать медиатор

         Хват медиатора – дело индивидуальное. Точно определения как верно, а как нет, не имеется. Главное требование – удобство музыканта. Есть небольшие рекомендации, как правильно держать медиатор. Хват должен быть без напряжения, он не должен создавать его в кисти. Напряжение будет сильно мешать при необходимости игры в быстром темпе. Зажим мышц плохо сказывается на здоровье рук, на технике игры. Как играть медиатором? Основная задача – создать опору для правой руки. Далее есть некоторые рекомендации на эту тему.

Во время игры на гитаре возникают такие случаи, хоть и редко, когда необходима игра двумя руками сразу. В таких случаях необходимо куда-то быстро убирать плектр. Как прятать медиатор в руке? Существует несколько разновидностей держателей для этого приспособления, однако спрятать его именно в руках поможет только напульсник. Такие небольшие предметы продаются в специализированных магазинах. Напульсник с карманами позволит быстро избавиться от медиатора в случае необходимости. С теоретической точки зрения они очень удобны. На деле опытные гитаристы отмечают, что иногда их практичность подводит.

Перенапряжение мышц рук

Многие начинающие гитаристы или же те, кто использует именно плектр, жалуются на то, что медиатор выскальзывает. Для устранения такой проблемы существует специальная книга Роса Болтона. В ней описаны определенные упражнения, которые помогут решить данную проблему. В общем случае можно с уверенностью сказать, что такая проблема уйдет сама собой после длительной практики использования такого предмета, даже не прибегая к упражнениям из книги. Кроме того, очень важно при хвате медиатора не зажимать мышцы пальцев рук, что не создавалось перенапряжение. Из-за этого руки не только быстро устают, но и потеют, что может привести к выскальзыванию маленькой пластинки.

Существует несколько разных видов гитар и большое количество разных медиаторов. Однако справедливо будет отметить, что хват для каждой из них фактически не отличается. К примеру, как правильно держать медиатор для акустической гитары?

Плектр должен быть небольшим продолжением указательного пальца той руки гитариста, которой он играет. Именно такое положение считается единственно верным.

Для фиксации пластинки она накрывается сверху большим пальцем. Таким образом, должен остаться лишь один кончик от приспособления. Именно им и перебираются струны. Научиться держать медиатор как на акустике, так и на других видах гитары, достаточно просто.

Игра боем с помощью медиатора

После того как музыкант приловчиться к хвату такой маленькой детали, возникает вопрос о том, как играть медиатором на акустической гитаре, раз речь пошла о ней. В данном случае следует рассмотреть игру боем и перебором. Для примера перебора можно взять «четверку» — 4321. При использовании плектра переборы играются переменными штрихами. Другими словами, четвертая струна играется сверху вниз, третья играется, наоборот, снизу вверх, вторая играется аналогично четвертой, а первая – третьей. Данный способ необходим для того, чтобы у музыканта была возможность играть с высокой скоростью в случае необходимости.

Игра медиатором на акустической гитаре боем выполняется следующим принципом.  Для определения направления в такой игре применятся два знака V и ^. Если стоит знак вниз – V, то игра идет сверху вниз. Если же стоит знак ^, то игра идет снизу вверх. Все достаточно просто. О том, какой медиатор для акустической гитары лучше подобрать было много описано выше.

Правильный хват

Есть несколько рекомендаций по поводу хвата плектра. Как правильно держать медиатор на электрогитаре, к примеру? Общая специфика была описана выше, однако есть еще такие понятия, как стабильность и гибкость хвата. Что касается стабильности, то в данном случае подразумевается, что пластинка не должна вылетать или прокручиваться в руке. Чтобы избавиться от таких проблем, нужно надежно фиксировать приспособление, но при этом не перенапрягать пальцы. Надежная фиксация достигается путем удержания плектра фалангами пальцев, а не их кончиками. Небольшой совет от опытных гитаристов гласит, что можно сомкнуть средний и указательный палец. Это поможет увеличить стабильность и управляемость.

Кроме стабильности есть еще и понятие гибкости хвата, которое справедливо для игры на любой гитаре. Пластинка может удерживаться либо полностью перпендикулярно по отношению к струнам, либо с небольшим углом. Профессиональные музыканты пользуются хватом под углом, так как в этом случае сопротивление струны снижается и удается играть, прилагая меньше усилий.

Игра на басу

Медиатор для бас-гитары является достаточно необходимой частью, если хочется получить максимальный спектр звучания данного инструмента. Правила хвата, игры и прочих нюансов будут теми же, что и для других видов инструментов. Что же касается выбора, то Bobby Vega рекомендует применять средние или толстые пластинки. Вот цитата одного из его интервью: «Мой личный выбор медиатора – средний 0.73 Dunlop Tortex».

Толщина медиатора для бас-гитары остается выбором каждого, но нужно учесть следующее. Если взять тонкий плектр, то в игре появится достаточно много щелчков. Применение же толстых приспособлений приведет к получению более густого звука.

«Когда Sly Stone узнал о том, что я играю медиатором, он пригласил меня на запись заглавного трека на альбоме «High on You» 1975 года».

Цитата Bobby Vega о том, почему бас-гитаристам следует играть именно медиатором.

Какие медиаторы выбирают популярные гитаристы

— Карлос Сантана использует V-Picks, треугольные выпуклые медиаторы, которые дают богатый тон- Джимми Пейдж, Джин Симмонс и Дэвид Гилмор предпочитают Herco Flex 75 классической формы с тупым носом. Он обеспечивает хорошую атаку и вариативность игры.- Джимми Хендрикс и Стиви Рэй Вон играли классическими целлулоидными «Фендерами». Такие плектры считаются классическими для блюза и рока.- The Beatles играли медиаторами Sharkfin Plectrums для удобного акустического звукоизвлечения.

Теги