Какой лучше подшипник для кулера

Какие подшипники ставят на вентиляторы БП

В вентиляторах применяются различные типы подшипников, имеющих различный механический ресурс и уровень шума. Характеристики вращающихся узлов сведены в таблицу в порядке возрастания стоимости (начиная с самого дешевого).

Конструкция подшипникаУровень шумаРесурс, часов
Скольжения (пластиковая втулка с антифрикционным покрытием)В исправном состоянии низкий, при износе заметно возрастаетЗаявляется до 35000, фактически 10-15 тысяч часов
Скольжения (с нарезами на втулке и оси, по которым циркулирует смазка)НизкийДо 30 000 часов
Самосмазывающийся скольжения (LDP) – герметичный со слотом для восстановленного маслаВ исправном состоянии — низкийЗаявленный – до 160000
Скольжения с полиоксиметиленом (POM) – вал покрыт специальным составом, снижающим трение.В исправном состоянии — низкийЗаявленный – до 160000
Гидродинамический (FDB) – конструкция подшипника скольжения, у которого вал вращается в слое смазки.НизкийЗаявленный – 80000 часов, реально около 40000 часов
Качения (ball bearing) — в кулерах применяются только узлы радиальной конструкцииОтносительно высокий, но из-за повышенного ресурса частичный износ происходит позже, поэтому средний уровень шума за период эксплуатации не выше, чем у подшипников скольженияЗаявленный – до 90000 часов, фактический – больше, чем у подшипников скольжения.
Масляного давления (SSO) – модернизированный FDB с увеличенным слоем смазки и магнитной центровкойСамый низкийЗаявленный – до 160000 часов в достаточно жестких условиях
Керамический подшипник каченияНизкийДо 160000 часов в жестких условиях эксплуатации
Керамический ball-bearing.

Керамический ball-bearing.

Очевидно, что от стоимости узла напрямую не зависят ни ресурс, ни шумность. Можно подобрать кулер подходящей стоимости под конкретные цели с нужными характеристиками.

Видео

Применение гидродинамических подшипников[

Гидродинамические подшипники получили наиболее широкое применение в машинах благодаря простоте конструкции, хотя в периоды пуска и остановки, на малых оборотах они работают в условиях граничного смазывания или даже «сухого» трения.

  • Один из главных примеров гидравлического режима трения из повседневной жизни — подшипники коленчатого и распределительного валов двигателя внутреннего сгорания, в которых при его работе за счёт вязкости масла и повышенного давления смазочной системы постоянно удерживается масляный клин. Основной износ вала происходит в момент пуска двигателя, когда производительности насоса недостаточно для поддержания масляного клина и трение переходит в граничное.
  • В прецизионных современных станках, работающих при небольших нагрузках, особенно в шлифовальных.
  • Использование гидродинамических подшипников скольжения вместо подшипников качения в компьютерных жёстких дисках даёт возможность регулировать скорость вращения шпинделей в широком диапазоне, уменьшить шум и влияние вибраций на работу устройств, тем самым позволяя увеличить скорость передачи данных и обеспечить сохранность записанной информации, а также — создать более компактные жёсткие диски (0,8-дюймовые). Однако имеется и ряд недостатков: высокие потери на трение и, как следствие, пониженный коэффициент полезного действия (0,95 … 0,98); необходимость в непрерывной смазке; неравномерный износ подшипника и цапфы; использование для изготовления подшипников дорогих материалов.
  • В насосах, например, в циркуляционном насосе реактора РБМК-1000.
  • В вентиляторах для охлаждения персонального компьютера. Использование такого вида подшипников позволяет уменьшить шум и повысить эффективность системы охлаждения. Даже на начальном этапе гидродинамический подшипник работает тише, чем подшипник скольжения. После окончания определённого периода эксплуатации он не теряет своих акустических свойств и не становится более шумным, в отличие от других подшипников.

Усовершенствованные подшипники скольжения

— Подшипники Vapo

Этот подшипник имеет систему магнитной подвески ротора Maglev (Magnetic Levitation System). Он является улучшенной модификацией подшипника скольжения. Главное отличие в том, что у него конструкция более прочная. Отметим также, что у него есть дополнительное магнитное поле, которое компенсирует вес ротора.

В настоящее время это, конечно, один из самых надежных видов опор. Он обеспечивает большой срок эксплуатации. У него уровень шума и вибрации всегда низкий. А еще он позволяет создать герметичные вентиляторы со степенью защиты до IP68 и с высокой производительностью.

— Подшипник масляного давления (SSO)

Это гидродинамический подшипник, который усовершенствовали. Отличие в том, что у него увеличенный слой жидкости (смазки). Для того чтобы снизить износ, вал центрируется постоянным магнитом, который установлен в основание.

ВАЖНО! Уровень шума самый низкий. Заявленный ресурс составляет до 160 тысяч часов при высоких эксплуатационных температурах. Однако по факту сейчас это самые долговечные подшипники, которые нашли использование в кулерах. Покупка их обойдется дороже приобретения подшипников качения, но дешевле по сравнению с керамическими подшипниками качения.

— Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP)

Усовершенствованный подшипник скольжения. Предусмотрена защита от пыли, соответствующая IP6X. Есть специальный слот для восстановленного масла. Благодаря нему, срок службы вентилятора увеличивается.

Если подшипник исправен, то шума при работе очень мало. Производитель заявляет ресурс до 160 тысяч часов при высоких эксплуатационных температурах. По факту это самые долговечные подшипники, используемые в кулерах. Покупка их обойдется дороже подшипников скольжения (sleeve bearing) и дешевле подшипников гидродинамических.

— Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing)

Усовершенствованный подшипник скольжения. Чтобы увеличить срок эксплуатации, вал покрывают полиоксиметиленом, у которого пониженный коэффициент трения.

ВАЖНО! Когда подшипник исправен, то он создает мало шума во время работы. Заявленный ресурс составляет до 160 тысяч часов. Цена больше по сравнению с подшипниками скольжения (sleeve bearing) и меньше по сравнению с гидродинамическими.

Какой вентилятор лучше — на втулке или на подшипнике качения? Сравнение

Существуют и другие интересные модели подшипников. Однако если мы говорим о вентиляторах, то распространение получили именно на скольжении и качении, поэтому целесообразнее сравнивать именно их. Сравнивая, обозначим сильные стороны каждого «+», а проигрывающие конкуренту соответственно «-». Приведем всё это в таблице, дабы вам было удобнее ориентироваться:

Таблица сравнения подшипника скальжения и качения

Подшипник скольжения

Подшипник качения

Срок работы

+ (может превышать в несколько раз)

Шум

+ (вначале практически бесшумны, далее сильно шумят)

— (относительно стабильный уровень шума независимо от срока эксплуатации)

Цена за единицу

+

Прочность

=

=

Скорость, об/мин

До 3000

От 3000

Какую смазку использовать

Есть мнение, что для обслуживания кулера необходимо использовать специальную силиконовую смазку. Это не совсем так. Точнее, совсем не так. Миф исходит в первую очередь от производителей такой смазки или продавцов, ею торгующих.

Силиконовая смазка для вентиляторов ПК

На самом деле, подойдёт почти любая достаточно жидкая смазка — машинное (швейное) масло, веретённое масло, универсальное WD-40, даже моторное синтетическое. Потому совсем необязательно бежать в магазин и покупать 10-граммовый тюбик термостойкого (!) силикона за 180 рублей.

Универсальная смазка в аэрозольном баллоне всегда пригодится в быту

Чем различаются вентиляторы для корпуса

Размер вентилятора

Речь идёт о физических размерах каркаса, помогающих ориентироваться при подборе вентиляторов к различным комплектующим и к корпусу. Это важнейшая характеристика, потому что при несоответствии параметрам корпуса вентилятор просто не получится вставить. Существует множество стандартных размеров вентиляторов: от 25х25 мм до 200х200 мм.

Вентиляторы размером от 25х25 до 70х70 мм нужны для охлаждения небольших участков, например, северного или южного моста на материнской плате. В связи со спецификой использования выбор таких вентиляторов не столь велик. Применяются в тонких серверах для продува корпуса на высоких оборотах.

Вентиляторы размером 80х80 и 92х92 мм являются стандартными для небольших корпусов. Их можно использовать, к примеру, в офисных компьютерах. Такие вентиляторы довольно популярны и распространены. Также их используют для особых целей, например, охлаждения материнских плат небольших размеров. Примерно 12-15 лет назад использовались в стандартных ATX корпусах практически повсеместно.

Вентиляторы размером 120х120 и 140х140 мм используют на больших корпусах. Они отлично подойдут для мощных компьютеров, например, игровых. Нужно учитывать, что чем больше вентилятор, тем меньшая скорость вращения ему требуется для создания определённого воздушного потока. Следовательно, большие вентиляторы шумят ощутимо меньше маленьких.

Вентиляторы размером 150х140 и 200х200 мм используются, когда в большом корпусе требуется дополнительный мощный поток воздуха. Они обычно ставятся на верхнюю или боковую часть корпуса. Выбор моделей такого размера не столь велик.

Также бывают вентиляторы нестандартных размеров, когда диаметр вентилятора больше расстояния между отверстиями крепления (как на картинке ниже). Учитывайте это в корпусе с плотной компоновкой вентиляторов. Два таких вентилятора с креплением 120х120 мм, но диаметром крыльчатки 140 мм не получиться поместить рядом друг с другом в корпусе с местом под крепление 120 мм вертушек.

Особенности подшипника omniCOOL

Компанией CUI был разработан новый тип вентилятора, устраняющий разрыв между традиционными конструкциями. Это удалось за счет шарикоподшипников и подшипников скольжения. Новая конструкция подшипника называется системой omniCOOL. Она применяет магнитную подвеску для того, чтобы была балансировка ротора.

Магнитная структура уравновешивает ротор. И не имеет значение, каков угол, под которым действует вентилятор. Внутренней части подшипника не нужно выдерживать вес ротора. Эта нагрузка переложена на магнитный поток и опорную крышку.

Система omniCOOL избавляет от многих недостатков, которые есть у традиционных втулок или шариковых подшипников. Скажем, магнитная структура уравновешивает ротор, делает минимальными проблемы наклона и колебания, которые присущи подшипникам скольжения. Вал не опирается на внутреннюю часть подшипника. Трение между ними намного меньше, чем у подшипника скольжения.

Втулка, применяемая в системе omniCOOL, проходит специальную закалку. И потому она не нагревается, не стирается. Значит, можно работать при температуре до 90°C. А ведь традиционные подшипники скольжения выдерживают лишь температуру до 70°C.

ВАЖНО! Срок эксплуатации подшипника увеличивается. Система omniCOOL работает в 3 раза дольше по сравнению со стандартным подшипником скольжения при 70°C. И в 5,5 раза больше при 20°C.

Однако, несмотря на большое разнообразие всех типов подшипников, самый большой акустически комфорт от гидродинамических подшипников, у которых один и тот же уровень шума на весь период службы.

Теги