новый роман «Казус Кукоцкого»

Доктор и его пациенты

В журнальном варианте произведение носило иное название. Книга именовалась «Путешествием в седьмую сторону света». Заголовок явно отсылает к фантастике. Позднее писательница изменила наименование на более конкретное. Казусом называют особый, самый трудный случай, а юриспруденция так именует запутанные ситуации, не предусмотренные законом.

Сочинение знакомит читателей с жизнью далеко не стандартной советской интеллигентной семьи. Время действия книги относится к расцвету советской власти. Молодое правительство заботилось о многом. Особенно его интересовало проблема здоровья нации. Главный герой романа, врач-гинеколог Кукоцкий, человек безусловно талантливый. Его пациенты – исключительно женщины. Он контролирует ход их беременности, принимает роды, помогает после выкидышей.

Ему приходилось видеть гибель жертв подпольных абортов. Он знает о женском здоровье все, так как навидался грязи в каморках, где бедные женщины ютятся, вырся нескольких детей, доктор видел и замерзающих из-за недоедания малышей. Павлу Алексеевичу известны и те дамы, которых не заботит дальнейшая судьба. 

Доктор ведет статистику, анализ деятельности. Это

Доктор ведет статистику, анализ деятельности. Это необходимо нет только государству, но и самому специалисту. Кукоцкий не просто лечит, он заботится о подопечных. Врач отлично понимает, что на прерывание беременности женщины решаются не по прихоти. В те времена подобные деяния карались лишением свободы. Стране было необходимо восполнение потерь населения.

Но своими материальными возможностями обладала каждая семья, свои побуждения были у всех людей. Поэтому далеко не все действовали в согласии с политикой государства. Потому женщины лишали шансов зарождающиеся жизни на дальнейшее развитие. Своих первенцев редко кто решался ликвидировать таким образом. 

Видео

Таня и Тома

Дочь подопечной врача, женщины-дворника, осталась без матери, погибшей после неудачного прерывания беременности. Двух девочек писательница сознательно противопоставляет друг дружке.

Красивая Таня всем нравится. Робкая Тома живет в д

Красивая Таня всем нравится. Робкая Тома живет в доме из жалости к ней. Симпатичную эффектную Таню приглашают на вечеринки, Тома идет с ней «в придачу». Таню любят, а Тому терпят. История, узнаваемая многими, вмонтирована в роман.

В книге рассказано не только о том, что некоторым за красивые глаза достается всеобщая симпатия, в то время как другим приходится добиваться признания и любви. В далекой перспективе и тем, и другим все происходящее идет на пользу. Однако ощущение боли от того, что никто даже не пытается скрывать своего «терпеливого» отношения, не становится меньше.

Моральный выбор Татьяны сделан ею раз и навсегда. С биологией она решила не иметь ничего общего, как и порекомендовал ей отец. Он привел несколько доводов, основанных на наблюдениях. Среди них и желание профессорами соблазнить первокурсниц, и бездушие медработников, стремящихся отстраняться от людского горя ради сохранения здоровья психики.

Они выбирают отношение к человеку, как к объекту, что считают необходимым условием для лечения. Поэтому девушка уходит с первым встречным, делая естественный для себя вывод. 

Тамара же выбрала другой путь. Она усердно училась

Тамара же выбрала другой путь. Она усердно училась, стала биологом, вышла замуж и заработала хорошую репутацию. Именно Тома продолжила дело Павла Алексеевича. Она выбрала жизнь пусть и слегка пресноватую зато более правильную, чем Танина. 

Создание

Я и не думала об экранизации, но Юрий Грымов рассказал мне, как он видит эту историю в кино, и мне показалось это очень интересным. Кроме того, он обладает, как мне кажется, не только очень выразительным, зрелым и ярким киноязыком, он вообще умеет разговаривать на языке массовой культуры, и это представляется мне чрезвычайно важным. — Л. Улицкая, [2]

Я в каждом кадре пытался создать ощущение того, что серп и молот давят в окно. Я хотел передать страх, который витает в воздухе, даже когда очевидных репрессий нет, хотел донести до зрителя мысль о деградации генофонда, о победе серой массы над людьми с большой буквы. — Ю. Грымов, [3]

Казус Кукоцкого

Роман состоит из четырёх частей (повестей). В первой части описывается жизнь до 1960 года профессора Кукоцкого и членов его семьи: жены Елены, приёмной дочери Татьяны, взятой под опеку Таниной одноклассницы Томы и бывшей монахини Василисы Гавриловны, с давних пор живущей в семье Елены. Вторая часть — сон Елены о промежуточном состоянии между жизнью и смертью. Третья часть охватывает жизнь семьи после 1960 года вплоть до Таниной смерти. Четвёртая часть, самая небольшая по объёму, выступает в роли эпилога и описывает несколько эпизодов из жизни Таниной дочери Жени.

События книги описывают судьбу потомственного медика, профессора-гинеколога Павла Алексеевича Кукоцкого[4]. Талантом диагноста он был обязан особому дару, «внутривидению», благодаря которому Павел Алексеевич «видел» поражённые внутренние органы пациентов. В 1942 году в небольшом сибирском городке он спас от смерти свою будущую жену Елену Георгиевну, у которой ему пришлось удалить матку. После выздоровления Павел Алексеевич увёз Елену к себе вместе с двухлетней дочерью Таней и бывшей монахиней Василисой Гавриловной.

Первые послевоенные годы были удачными и в профессиональном плане, и в личной жизни. Супруги вместе растили горячо любимую дочь, Павел Алексеевич лечил пациенток, занимался наукой и даже, обладая государственным умом, писал проекты по организации здравоохранения, стремясь, в том числе, добиться легализации абортов.

Елена выросла в толстовской общине, на курсах чертёжников познакомилась с первым мужем (он был преподавателем) и искренне полюбила выбранную профессию. Временами ей снились странные чертёжные сны, в которых возникали невыразимые словами связи между вещами.

Первые проблемы в жизни Кукоцких появились в период, предшествовавший началу кампании против генетики. Павел Алексеевич нашёл оригинальный способ уклоняться от нежелательных мероприятий: в нужный момент он честно напивался, создав себе репутацию пьяницы.

А вскоре пришёл конец и семейному счастью. Причиной размолвки послужила смерть дворничихи, дочь которой, Тома Полосухина, училась в одном классе с Таней. В пылу спора по поводу смерти Томиной матери, умершей в результате криминального аборта, Елена осудила Павла Алексеевича, ратующего за разрешение абортов, а он напомнил об отсутствии у неё матки. Взаимные жестокие слова создали непреодолимую пропасть между супругами. И хотя внешне жизнь семьи почти не изменилась, никогда больше не были они счастливы, хотя, в глубине души продолжали любить и уважать друг друга.

Тома осталась жить в семье Павла Алексеевича. А у Елены постепенно начала развиваться странная болезнь, проявлявшаяся в рассеянности и полном отсутствии внимания.

После школы Таня, обожавшая отца, поступила на вечернее отделение биофака, а также устроилась в лабораторию по изучению развития мозга, где на удивление быстро освоила методы приготовления гистологических препаратов. А спустя несколько лет, летом 1960 года, произошло событие, навсегда отвратившее Таню от науки: она поймала себя на готовности сделать препарат из живого человеческого плода. Не дождавшись нужных слов от отца, Таня ушла с работы и начала вести богемный образ жизни.

Болезнь Елены, до сих пор умело скрываемая, привела к длительной потере памяти. В этот момент ей приснился длинный сон о промежуточном мире, с персонажами из прошлого и из будущего, о глубинной сути людей и связях между ними.

Таня становится любовницей братьев-близнецов Гольдбергов, сыновей единомышленника и друга Павла Алексеевича[5]. Забеременев, она расписывается с одним из братьев и вскоре уезжает на юг в обществе товарки и ее сына, где встречает талантливого саксофониста Сергея. Оба быстро понимают, что созданы друг для друга и после окончания южных гастролей Таня уезжает в Ленинград, где и появляется на свет дочь Евгения. Некоторое время они живут счастливой жизнью, наполненной музыкой и взаимным согласием. Её счастье омрачает только непонятная болезнь матери и осознание своей ответственности за стареющих членов семьи. Вторая, желанная, беременность Тани оканчивается трагически: она погибает в одесской больнице из-за не оказанной вовремя медицинской помощи. Елена так никогда и не узнала о смерти дочери.

В эпилоге выясняется, что Елена, лишь на короткое время выходящая из состояния беспамятства, пережила своего мужа и живёт вместе с семьёй Томы. Её регулярно навещает внучка Женя. Почти все герои романа встречаются в промежуточном мире. В том числе и те, о которых Елена не знала.

История Елены и Татьяны

Помимо несомненной профессиональной подготовки, Кукоцкий обладал и даром: видел пораженные органы, болезни людей сквозь кожу. Он сам это называл «внутривидением». Специфика работы (постоянный непосредственный контакт с женщинами) приглушала эту способность, но была и такая девушка, близость с которой этому не мешала. Елена – жена Кукоцкого, бывшая его пациентка.

Во время Великой Отечественной войны врач сам удалил ей матку, а ее ребенка (Татьяну) принял как своего, и никогда не жалел об отсутствии собственных детей. Еще доктор забрал с собой и очень давнюю помощницу семьи Елены – бывшую монахиню Василису. Однако во время одной из обычных семейных ссор супруги перешли черту: жена выговаривала мужу за его стремление легализовать аборты, а Павел Алексеевич напомнил Елене о том, что она бесплодна. Их отношения после этого свелись к разговорам за обедом. Как видно из описания, главному герою книги «Казус Кукоцкого» (краткое содержание ее разворачивается постепенно перед читателем), не хватило терпимости и чуткости в семейной жизни.

Однако это не помешало им принять в семью Тамару – дочь одной из пациенток Павла Алексеевича (женщины-дворника). Она умерла от неудачного седьмого по счету аборта.

Беременность и смерть Тани

Та же, которая так всем нравилась (Татьяна), сама не любила никого. Когда она забеременела от одного из братьев Гольдбергов – сыновей-близнецов сподвижника и единомышленника Павла Алексеевича, то вышла замуж по расчету, чтобы мужа не забрали в армию. Будучи на большом сроке беременности, влюбилась в музыканта Сергея. Таня нашла наконец-то человека, с которым захотела прожить всю жизнь. После рождения первой дочери Жени, героиня захотела ребенка от любимого человека. Но желанная беременность закончилась смертью от обычной болезни. Конечно, недуг приемный отец ни в коем случае не допустил бы, но он дочь не наблюдал, так как Татьяна и ее новый друг музыкант отправились в Крым.

Павлу Алексеевичу никогда не изменяла выдержка. Даже когда он приезжает в роддом, где умерла его приемная дочь, доктор прежде всего производит профилактику, направленную на то, чтобы обезопасить других женщин от такой же печальной судьбы, какая постигла его ребенка, и лишь потом дает волю чувствам.

А в это время Елена замыкается в себе и потихоньку сходит с ума. Она видит необыкновенно яркие сны о прошлом, о будущем, о перерождении и решении судеб еще живых. Этим снам посвящена вторая часть книги Улицкой. С первого взгляда они кажутся никак бессвязаным бредом. Однако за ним скрыта глубокая тайна человеческого сущестования.

Именно описанием таких трагических событий завораживает и держит читателя в постоянном напряжении роман «Казус Кукоцкого», краткое содержание книги не в силах скрыть драматизма происходящих в ней явлений.

Примечания

  1. [/dvd/971/kazus_kukotskogo.html «Казус Кукоцкого» на сайте «Мистерии звука»]
  2. [/news/2005/03/14/kazus/ Грымов закончил «Казус Кукоцкого»] (рус.). (14 марта 2005). Проверено 8 августа 2012.
  3. 12Анна Федина. [/news/309967 Режиссёр Юрий Грымов: «Мы воспринимаем свою историю как сказку про злых коммунистов»] (рус.).Известия (29 декабря 2005). Проверено 6 августа 2012.
  4. 12Лидия Маслова. [/doc/630039 Жертвы абортов] (рус.).КоммерсантЪ (26 ноября 2005). Проверено 6 августа 2012.
  5. [/kaleidoscope/20051128/42243486.html Юрий Грымов представил «Казус Кукоцкого»] (рус.). РИА Новости (28 ноября 2005). Проверено 8 августа 2012.
  6. [/article/18-04-2006/103130_kazus_s_kazusom_kukotskogo/print Казус с «Казусом Кукоцкого»] (рус.). Труд (18 апреля 2006). Проверено 8 августа 2012.
  7. [/images/cover/7333_1.jpg Обложка официального DVD-издания]
  8. [www.kino-nika.com/the-national-award/winner/151—2006.html Лауреаты Национальной кинематографической премии «НИКА» за 2006 год]
  9. [/2010/10/25/mks-anons.html Российские космонавты на МКС соскучились по старым фильмам и земному шоколаду]

Огенах идуше

— Кстати, о генах. Многие, едва узрев неладное в поведении человека, спешат с выводом: «Гены! Ничего не попишешь!» Насколько они правы?

— Да, каждый человек несет в себе комбинации генов своих предков и представляет своего рода пазл. Но, как я думаю, есть все-таки нечто вне-биологическое в человеке. Назовем это «душа», и тогда положение не так безнадежно: мы получили от предков разные качества, иногда и дурные, но душа помогает корректировать себя самого. И потому так важно наше сознание, осознание себя и мира. Только осознав себя, можно что-то поменять в себе.

Статья по теме «Я люблю читать»: Людмила Улицкая, «Сонечка»

— В чем спасение личности — в религии, работе, детях или…

— Спасение личности, в самом общем виде, — в отказе от себя самого. Когда человек ставит интересы детей, или своей работы, или того служения, которое он сам себе выбрал, выше собственных, это очень благотворно влияет на него самого. Когда же он замыкается на собственных интересах, даже считая их духовными, высокими, он удаляется от того, что вы называете «спасением».

Сам этот термин представляется мне сегодня очень двусмысленным. Принимая его в рассмотрение, мы автоматически ставим себя в некую религиозную структуру. А развитие личности, ее возрастание, ее плодотворность не всегда соотносится с тем, признает ли человек саму возможность «спасения». Я встречала атеистов, которым идея «спасения» была глубоко чужда, но они вели такую высокую жизнь, самоотверженную, бескорыстную, что в ряду праведников они, несомненно, заняли бы лучшие места «по правую руку».

Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) и Людмила Улиц
Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) и Людмила Улицкая на презентации книги «Михаил Ходорковский. Статьи. Диалоги. Интервью». Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев

Ородителях идетях

— Если возможно, расскажите немного о семье: кто на вас оказал серьезное влияние, чем интересовались вы, а сегодня — ваши дети?

— Я выросла в интеллигентной московской семье средней руки. Влияние на меня оказывали больше бабушки, дедушки, чем родители. Хотя маму я страшно любила: она была веселый, легкий и добрый человек. Все ее любили. Читала я то же, что все советские дети, плюс «Золотую библиотеку» — в коридоре коммуналки стоял шкаф с книгами. Потом, подросши, — то, что читала молодежь моего круга: от Данте до Оруэлла.

Два моих сына — люди разные. Один работает в промышленности, занимается сталью и весьма увлечен своей работой. Второй — джазовый музыкант, у него свои пристрастия, очень разнообразные: от тибетской музыки до игры с горящими факелами.

— Вы счастливый человек?

— Думаю, да. Или так: пока да.

Теги