Пространственное мышление как умственная деятельность

Содержание материала

  1. Составные части
  2. Видео
  3. Какие виды пространств мы изучили
  4. Зачем мы жестикулируем?
  5. Для чего нужно пространственное мышление?
  6. Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии
  7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  8. Программа внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО»
  9. Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала
  10. Реферат «Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития»
  11. Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление
  12. Использование практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обучающихся первого класса

Составные части

Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:

  • Анализ – разделение объекта или задачи на составляющие его части.
  • Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
  • Абстрагирование – определение нескольких этапов задания, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
  • Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
  • Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных заданию этапов, не связанных с этапами решений.

В конце статьи представлен тест на определение уро

В конце статьи представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.

Видео

Какие виды пространств мы изучили

Мозг структурирует пространство благодаря органам чувств — никакие знания физических, математических и других наук не влияют на наше восприятие мира в моменте. Причем пространство исследуется всеми органами чувств одновременно. Однако у каждого человека чуткость восприятия развита по-разному. У людей с дефектами зрения компенсаторно обостряется слух, причем иногда незрячие люди ориентируются в пространстве лучше, чем человек с отличным зрением.

Понятие «пространство действия» состоит из трех категорий:

  • пространство своего тела (в покое и в движении);

  • трехмерное пространство вокруг своего тела;

  • пространство исследования (познается в процессе движения). Оно находится за пределами чувственного восприятия. Мы не можем ощутить этот тип пространства, стоя на месте. В нашем восприятии оно собирается из фрагментов прошлых наблюдений и информации органов чувств. Представления о том, где находятся предметы, хранятся в нашем мозге в виде пространственной схемы, которая обновляется по мере нашего движения и увеличивается с расширением опыта. Как таксисты ориентировались в городе в ХХ веке, когда не было онлайн-карт? Они моделировали объемную карту с помощью пространства исследования.

Зачем мы жестикулируем?

Это наше эволюционное преимущество по сравнению с животными. И способ общения, и форма организации собственных мыслей.

Теоретически махать конечностями во время общения могут любые животные, у которых они есть. Но практически никто этого не делает (разве что приматы). Почему? Потому что жестикуляция — инструмент общения и осмысления окружающего мира для существ со сложной нервной системой. Такой сложной, как у человека.

  • Во-первых, жесты снижают когнитивную нагрузку. Перемножить два трехзначных числа в уме смогут многие люди. Те, кто просто визуализирует умножение в столбик в мыслях, испытают куда больше когнитивной боли, чем те, кто хотя бы порисует пальцем в воздухе, представляя перед собой доску. Те же, кто возьмет карандаш и бумагу, решат пример почти без труда. Жесты снимают перегрузку с нашего центрального процессора: все, что сложно держать в уме, можно зафиксировать или прожестикулировать в пространстве.

  • Во-вторых, если в решении какой-то задачи участвуют двое или больше людей, использование жестов превратится в более глубокую коммуникацию. Это работает, когда вы объясняете что-то собеседнику, а потом он объясняет что-то вам, и вы ищете решение.

Можно привести аналогию с обучением чему-то новому. Американский ученый, профессор инженерного дела Барбара Оакли в своих трудах о том, как мозг запоминает новую информацию, подчеркивает важность повторения. Изученную информацию, а тем более сложную, нужно повторно законспектировать. А лучше пересказать товарищу: когда мы пересказываем выученное посторонним, мы лучше запоминаем это.

Для чего нужно пространственное мышление?

Развитие пространственного мышления у детей просто необходимо. Такое мышление необходимо для ориентации в пространстве, создания в голове образов, которые нужны для решения различных задач. Дети должны уметь правильно воспринимать формы, размеры предметов и то, как они движутся в пространстве.

В процессе обучения родители прививают ребёнку следующие навыки:

  • ребёнок должен знать направления – вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо,
  • уметь определить расположение другого человека или предмета по отношению к себе и вообще в пространстве,
  • знать левую и правую стороны и определять стороны горизонта, ну и, разумеется, ориентироваться на плоскости.
  • уметь воспроизводить изображения.

Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии

Мама и папа должны знать, как научить ребенка пространственному мышлению. В этом им помогут специальные игры и упражнения.

Играйте в игры, где нужно найти лишний предмет, поиграйте в прятки или спрячьте игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её. Когда ребенок станет постарше, привлеките настольные игры, шахматы.

Разных игр и занятий, которые сделают из вашего ребёнка гармоничную личность великое множество: конструкторы, оригами, спортивные игры, лепка, рисование, ментальная арифметика и т.д.

Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным.

Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику. Развивают пространственное мышление и подвижные игры: например, все игры с мячом, воланчиком, фрисби.

По теме: методические разработки, презентации и ко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО»

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО», к…

Развитие пространственного мышления в процессе изу
Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Работа-обобщение опыта по теме самообразования «Развитие пространственного мышления на уроках математики.»Программа «Начальная школа ХХIвека» предполагает глубокое и всестороннее изучение младши…

Реферат
Реферат «Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития»

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер…

Дидактические игры направленные на коррекцию психи
Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление

В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном…

Использование практических работ в процессе изученИспользование практических работ в процессе изучен
Использование практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обучающихся первого класса

В статье раскрываются вопросы, связанные с использованием практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обуча…

Теги