"Испанский сапог" и прочая анти-чертовщина, ставшая тогда наваждением

Кто тут не слушался папу?

В католической церкви в период XIII-XIX веков инквизиция была особым церковным судом по делам о еретиках. Причём сначала вероотступниками считались лишь те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, которые в своём колдовстве применяли священные для церкви предметы, например святую воду. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном в 1215 году папой Иннокентием III Латеранском соборе, который установил особый процесс для преследования еретиков. Причём достаточным основанием для этого преследования объявлялись любые порочащие человека слухи. 

В европейских государствах были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел о еретиках и вынесение приговоров. Члены трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям и находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного судопроизводства обвиняемые инквизицией были лишены всяких гарантий. Широко применялись жестокие пытки, всячески поощрялись и вознаграждались доносчики. Помимо прочего, сама инквизиция получала огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых.

«Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм Подробнее

Видео

Где придумали испанский сапог?

Догадаться о том, что это орудие пыток было впервые изготовлено в Испании, совсем несложно. А изобрели его во времена Инквизиции. Святые отцы постоянно выдумывали что-то новое и страшное с целью получения от допрашиваемых таких показаний, в которых они никак не могли быть виноватыми. История не называет нам имени того, чей изощренный разум придумал эту пытку. Со временем «испанский сапог» видоизменяли и совершенствовали, он вошел в историю многих стран как зверское орудие пыток.

Сущность конструкции

Пыточное орудие «испанский сапог» внеш

Пыточное орудие «испанский сапог» внешне в определенной степени похоже на этот вид обуви. Его основу составляют две доски из дерева, а между ними помещается нога человека, подвергающегося допросу. Иногда вместо досок применялись пластины из железа.

Действие этого приспособления основано на принципе, по которому работают тиски. В качестве специальных механизмов использовались клинья или винты. Под их воздействием доски или пластины максимально сдавливали ногу. При этом кости дробились, расплющивались и ломались. Понятно, что мышцы и кожа при этом принимали вид кровавого месива.

Выдержать пытку «испанским сапогом» не по силам даже самому терпеливому человеку. Чаще всего несчастный обвиняемый признавался в чем угодно, как только раздавался хруст костей. Или же он терял сознание от болевого шока. Если подсудимому не выносили приговор о смертной казни, его ждала гибель от гангрены, заражения крови или же он становился беспомощным инвалидом.

Орудие пыток «Аист»

Положение, в котором фиксировался подсудимый, было

Положение, в котором фиксировался подсудимый, было спланировано тщательно. В этой позе через некоторое время появлялся сильный спазм в области пресса и ануса. После этого боль переходила к груди и конечностям, становясь мучительнее. Через небольшой промежуток времени пытаемый начинал безумствовать. Металлические путы так сильно врезались в тело, что даже если человек выживал после истязания, то все равно умирал от заражения крови или гангрены. Нередко обвиняемого дополнительно прижигали раскаленными прутьями, резали либо кололи.

Вариант из дерева

Металлический «испанский сапог» распространился по всей средневековой Европе. Наряду с ним применялась и деревянная разновидность, которая получила наибольшее распространение и стала со временем так называемым классическим вариантом данной пытки.

Такое приспособление представляло собой две доски, обхватывавшие с двух сторон ногу. Между ними вставлялась нога обвиняемого. В досках были проделаны отверстия, в которые вставляли деревянные колья.

Инквизитор бил по ним молотком, загоняя их как можно глубже. Колья, сближаясь, давили на ногу, сжимая ее все сильнее и сильнее, подвергая ее серьезным травмам. Иногда доски обтягивались кожей, которую обливали кипятком. Когда она сжималась, эффект от пытки «испанским сапогом» усиливался.

«Никогда больше»

«Демономания» охотников на ведьм продолжалась до XVIII века. В Европе последняя ведьма была казнена в Швейцарии в 1782 году, а последний приговор за ведовство (довольно мягкий — 200 розог и шестилетнее изгнание) был вынесен в Испании в 1820-м.  Единого момента окончания «охоты на ведьм» установить нельзя, но рано или поздно в каждом регионе находился правитель, запрещавший эти процессы. А вот церковь от своих убеждений не отказывалась, во всяком случае официально.

Фото: Global Look Press

Лишь в конце XX века в Ватикане началась дискуссия о том, насколько правомерными были деяния инквизиции, тень от которых неизбежно ложится на всю римско-католическую церковь. Многие иерархи и церковные мыслители продолжали считать, что нельзя подходить к оценке событий прошлого с позиций современной морали. Ведьмы и колдуны были для людей XVI века абсолютной реальностью, и многие искренне верили, что умерщвляя тело грешника, можно спасти его душу.

Грешным делом: в Ватикане обнаружили рассадник гомосексуализма Французский журналист утверждает, что геи в сердце католического мира составляют подавляющее большинство

И тогда, не дожидаясь единодушия консистории,  папа Иоанн Павел II взял ответственность на себя. В 1982 году он извинился за «ошибки инквизиции», впоследствии несколько раз осудив ее за «нетерпимость и даже насилие в служении правде». В 1984 году понтифик принес извинения за «грубые ошибки» миссионеров и насилие по отношению к индейцам. В 1985 году попросил прощения у африканцев за жестокое обращение с ними колонизаторов. В 1992 году публично принес извинения покойному Галилео Галилею, объявил решение инквизиции ошибочным и реабилитировал ученого, вернув ему «право быть законным сыном церкви». Затем были реабилитированы Джордано Бруно, Савонарола, Ян Гус и Мартин Лютер.

Папа продолжил извиняться все оставшиеся годы своего понтификата — благо в истории римской церкви хватает эпизодов, за которые многим ее служителям было стыдно даже в те времена, когда вершились те темные и грязные дела, от гонений на евреев до пособничества фашистам.  Наконец, 12 марта 2000 года папа провел торжественную мессу Mea Culpa («Моя вина») в соборе Святого Петра в Ватикане, от лица церкви покаявшись за нетерпимость и насилие, совершенные в отношении инакомыслящих. По словам папы, он «молит прощения у Бога за несправедливость, которую допустили за прошедшие столетия христиане». На торжественной литургии в соборе Святого Петра понтифик обнял и поцеловал распятие, а затем несколько раз произнес «никогда более».

Иоанн Павел II, 12 марта 2000 года

Никогда более служение истине не войдет в противоречие с любовью к ближнему; никогда более не будет действий против единства церкви; ни один народ никогда более не будет обижен; больше никогда церковь не прибегнет к методам насилия; никогда более не позволит себе дискриминации, репрессий, презрения к бедным и обездоленным

Папа Иоанн Павел II Фото: ТАСС/Zuma/Giancarlo Giuliani

Заступник интернета: почему итальянского подростка причислили к лику блаженных В католической церкви может появиться первый святой из поколения «миллениалов»

Иоанн Павел II скончался в 2005 году, после чего дискуссия вспыхнула с новой силой. Точка в ней не поставлена до сих пор, скорее можно сказать, что это стало делом совести каждого отдельного последователя римской церкви и решается на личном уровне.  Именно так в 2011 году по инициативе священника Хартмута Хегелера в ФРГ началась работа по реабилитации жертв охоты на ведьм, ведь для того, чтобы попросить прощения и реабилитировать, сначала нужно установить имена погибших, что не всегда просто. В работе принимают участие и светские власти, которые и в злополучных процессах играли значительную роль. Более чем в 50 немецких городах, включая Кельн и Лейпциг, уже составили списки казненных и установили в их честь мемориальные доски и памятники, а в некоторых местах даже переименовали улицы. Теперь дошла очередь и до баварского Айхштетта.

Теги