Рэндзю СОДЕРЖАНИЕ а также Правила [ править ]

Правила [ править ]

Запрещенные ходы [ править ]

Есть определенные ходы, которые делать черным не разрешается:

  • Двойная тройка — черные не могут разместить камень, который образует две отдельные линии с тремя черными камнями в непрерывных рядах (то есть ряды, не заблокированные белыми камнями).
  • Двойная четверка — черные не могут разместить камень, который выстраивает две отдельные линии с четырьмя черными камнями в ряд.
  • Оверлайн — шесть и более черных камней подряд.

Победа [ править ]

Черные могут выиграть игру, только поставив пять черных камней в ряд (вертикально, горизонтально или по диагонали). [3]

Белые могут выиграть одним из следующих способов:

  • получение пяти (или более) белых камней подряд
  • вынуждая черных сделать запрещенный ход (см. выше).

Видео

Компьютерное рэндзю

Развиваясь как спорт, рэндзю охватило и нишу компьютерных технологий. Взамен живого игрока создавались и продолжают создаваться программы, которые буквально впитывают в себя результаты игр между реальными людьми, анализируют тактики и позиции, превращаясь в огромное хранилище всевозможных ходов на игровом поле и становясь серьёзным противником для самых закоренелых стратегов. Одна из таких программ – «Victoria», искусственный интеллект которой помог доказать теоретическое преимущество камней чёрного цвета, несмотря на наложенные на них ограничения.

Компьютеры и рэндзю [ править ]

Бесплатное рэндзю было решено в 2001 году как победа для первого игрока. [8] Однако рэндзю с современными дебютными правилами, такими как Yamaguchi и Soosõrv-N , не решены.

Мировой компьютерный чемпионат по рэндзю был начат в 1991 году и проводился четыре раза до 2004 года. [9] [10] С 2016 года рэндзю был добавлен в турнир Gomocup , [11] проводимый ежегодно и действующий до сих пор.

Первая программа игры с людьми на публичных соревнованиях — это программа Meijin-2000, разработанная Олегом Степановым, Россия. В 2000 году Meijin-2000 играла против игроков-людей в Открытом турнире Москвы. [12] Однако только в 2017 году было доказано, что компьютерные программы способны превосходить лучших игроков в публичных соревнованиях. В 2017 году был матч между чемпионкой мира по программе Исинь [13] и обладателем титула Мэйдзин из Тайваня Линь Шу-Сюань, и Исинь выиграл матч со счетом 3: 1. [14] В 2018 году был матч между Исинем и бывшим чемпионом мира Ци Гуанем , и матч закончился вничью со счетом 2,5–2,5. [15]

О структурах

В рэндзю есть специальные фигуры, которые называются структурами.

Структура в рэндзю — это группа камней, расположенных определенным образом. Их насчитывается около десятка: пятерка, длинный ряд, четверка, открытая четверка, прикрытая четверка, тройка, псевдотройка, прикрытая тройка, открытая тройка.

Пятерка — это пять камней одного цвета, которые выстроены в ряд либо вертикально, либо горизонтально, либо по диагонали. «Пятерку» по аналогии с шахматами называют матом.

Длинный ряд -это структура из шести камней, выстроенных горизонтально, вертикально или диагонально. Для белых-это выигрышный вариант, а вот для черных запрещены ходы, приводящие к построению длинного ряда. Для черных — это ход, приводящий к фолу, который ведет и к проигрышу.

Четверка -ряд из четырех камней одного цвета, который может быть дострон до ряда из пяти камней. Четверка — это своеобразный «шах» в рэндзю.

Открытая четверка — это четверка, которая может быть достроена до мата двумя различными способами. Прикрытая четверка это четверка, которая может быть достроена до мата только единственным из возможных способов.

Тройка— ряд из камней, который одним из способов может быть достроен до открытой четверки, а потом до мата.

Псевдотройка — это ряд из трех камней, который может быть построен одним ходом до прикрытой четверки.

Прикрытая тройка — тройка, которая может быть достроена до открытой четверки единственно возможным ходом.

Открытая тройка — тройка, которая может быть достроена до открытой «четверки» двумя различными способами. Также игрок может построить не только ряды из одинаковых камней, а, например, треугольные образования.

Федерации

На мировом уровне развитием рэндзю занимается Международная Федерация Рэндзю (The Renju International Federation, или RIF). Она объединяет страны, заинтересованные в игре, по всему миру, регулярно проводит чемпионаты мира и Европы, вовлекая в рэндзю ценителей интеллектуальных игр. RIF была основана тремя странами: Швецией, Японией и СССР (с 1991 года Россия заменила СССР в списке стран-основателей). В состав федерации входит 17 стран, 12 из которых являются активными членами, а остальные – пассивными.

На уровне РФ существует Федерация Шашек России, объединяющая 64 региона страны и поддерживающая активное распространение и процветание рэндзю. ФШР имеет статус официальной и аккредитованной спортивной организации при Министерстве спорта РФ и динамично реализует план по развитию шашечных видов спорта на территории страны.

Тактика и стратегия

Позиция в теории рэндзю рассматривается как набор взаимопересекающихся линейных конструкций. Основной интерес представляют тройки и четверки. Они делятся на открытые и прикрытые. Открытая четверка может быть достроена до пятерки двумя разными способами, прикрытая — только одним. Четыре камня на одной линии, которые никаким способом не могут быть достроены до пятерки, четверкой не считаются. Аналогично обстоит дело с тройками — тройка может быть прикрытой, если ее можно достроить до четверки одним способом, или открытой, если это можно сделать двумя способами. Три камня, которые не могут превратиться в четверку, тройкой также не считаются.

Очевидно, что построение открытой четверки гарантирует выигрыш на следующем ходу, если только противник не построит свою пятерку раньше. Построение прикрытой четверки вынуждает противника отвечать вполне определенным ходом, чтобы избежать проигрыша на следующем ходу. По аналогии с шахматами, четверка в русской терминологии называется еще «шахом», а пятерка — «матом». Открытая тройка может называться «полушах», поскольку она превращается в мат за два хода.

Для выигрыша в партии игрок должен стремиться к построению своих открытых троек и четверок, одновременно блокируя попытки создания их противником. Очевидно, что если игрок будет каждым своим ходом строить только одну тройку или прикрытую четверку, то противник будет отвечать блокированием строящегося ряда. Поэтому для выигрыша необходимо построить вилку — одним ходом создать более одной тройки или четверки. В таком случае противнику не хватит ходов на блокирование и, если у него нет пути форсированного мата, он неизбежно проиграет.

Наиболее верный (но не всегда возможный) способ достижения победы в рэндзю — мат серией шахов. Игрок делает ходы, каждый из которых строит четверку, противник вынужденно блокирует построения. При этом строится база для вилки, которая и формируется предпоследним ходом. Защититься от такой комбинации невозможно, поэтому в любой позиции игрок всегда сначала ищет путь выигрыша серией шахов, и только убедившись, что его нет, прибегает к другим вариантам.

Больше усилий требует выигрыш на полушахах, когда создаются не четверки, а тройки. В отличие от предыдущего случая, у противника остается возможность сделать один дополнительный ход, прежде чем игрок достроит победную пятерку. Противник может использовать этот факт для организации контригры — постановки шаха и перехвата инициативы.

Еще один интересный тактический элемент рэндзю — использование фолов. Поскольку для черных существуют запрещенные ходы, белые могут использовать этот факт, создавая позиции, где черным для защиты или перехода в атаку необходим как раз такой ход, который строит запрещенную вилку или длинный ряд. Победа за счет фола черных называется «выигрыш фолом». С другой стороны, в игре черных также может проявиться использование фолов — иногда неожиданным ходом черные могут избежать фола, превратив потенциальную запрещенную вилку в разрешенную, 4х3, и выиграв таким образом.

Теги