Трипод что это такое и для чего нужен

Для чего нужен ШРУС

Внутренний приспособлен к осевым перемещениям и усСегодня ШРУСы – одни из самых эффективных механизмов, ровно передающих от мотора без мощностных потерь крутящий момент через коробку переключения передач на поворачиваемые ведущие колеса. Обычно внешний и внутренний шарниры с помощью упорных и стопорных колец прикрепляются к валу со шлицами. Внешний соединяется с колесной ступицей. Он передает на колесо крутящий момент и обеспечивает поворот.

Внутренний приспособлен к осевым перемещениям и устанавливается на привод со стороны коробки переключения передач. От нее передается вращение к приводному валу. При этом скорость вращения входного и выходного валов одинаковы, она не меняется в зависимости от угла работы шарнира.

Видео

О смазках для трипоидных шарниров

Специалисты утверждают, что смазка для трипоидного ШРУСа нужна строго специальная, предназначенная для игольчатых подшипников. Однако применять 158 смазку, которая как раз и предназначена для подшипников игольчатого типа, категорически запрещается.

Для изготовления ее применяют литиевые загустители. Работает она при температурах не выше 120 градусов. Внутренние шарниры могут нагреваться до температур более 160 градусов. Смазочные материалы для внутренних шарниров – жидкие. Их рекомендуют заливать в пыльник, который установлен на приводе, а затем собирать конструкцию. Заливают обычно от 100 до 130 грамм. Более точные объемы указаны у производителя.

Какой ШРУС лучше

 способность без люфтов и ударных нагрузок работатВ Сети можно обнаружить немало мнений специалистов и автовладельцев относительно того, какой из ШРУСов, трипоидный или шариковый, показывают себя лучше. Большинство из них отмечают преимущества трипоидного ШРУСа:

  • способность без люфтов и ударных нагрузок работать под 45-градусным углом, обеспечивая достаточную поворачиваемость колеса;
  • надежнее и долговечнее, одномоментно не выходит из строя;
  • больше продольное перемещение, чем у шарикового, что позволяет компенсировать нагрузки;
  • при повороте шарнира на большой угол, лучше противодействует нагрузкам;
  • существенно устойчивее против скручивания;
  • малые потери при осевом перемещении и смазанные легкой смазкой игольчатые подшипники дают ему высокий КПД;
  • удобство установки, замены и обслуживания из-за достаточного пространства в месте установки;
  • замечательная взаимозаменяемость с однотипными устройствами;
  • в трипоидном меньше деталей, дешевле в изготовлении.

Функция и расположение шарнира

О том, что представляют собой эти узлы, для чего они предназначены, знает достаточно малое число автомобилистов. И даже больше – на различных форумах эта деталь имеет множество названий.

Это и ШРУС трипоидный, и ШРУС внутренний, и трипоид, часто просто граната. Но, так или иначе, это шарнир равных угловых скоростей, но с некоторыми конструктивными особенностями. Зачастую такие механизмы можно найти на автомобилях со стороны привода. Также каждый автолюбитель должен знать, что деталь эта состоит из роликов сферической формы и вилки. Данная конструкция позволяет узлу перемещаться по оси в больших пределах, обеспечивая при этом изменения угловых скоростей.

Особенности конструкции трипоидного подшипника

ШРУС трипоидный от обычного отличается только тем, что подшипники в нем не шариковые, а игольчатые. Механизм имеет три плоскости, где установлено три игольчатых подшипника. В основе внешнего шарнира лежат шарики. А во внутреннем – ролики с подшипниками игольчатого типа. Неважно, внешний шарнир или же он внутренний — сверху на деталь обязательно устанавливается пыльник. Он защищает механизм от попадания пыли и грязи.

В отличие от традиционных шарниров шарикового типа, ШРУС внутренний трипоидный – это более нежный механизм. Если внутрь него попадет даже небольшое количество грязи, это может привести к выходу детали из строя. Также отличия в смазке. Она должна быть предназначена специально для игольчатых подшипников. Другая сюда не подходит.

История изобретения ШРУСа

Впервые шарнир равных угловых скоростей был изобретен в 1927 году. Патент на этот механизм получил инженер-механик Альфред Рцепп – очень долго конструкция носила имя этого механика. Сегодня это устройство автолюбители знают под простым названием – «граната». Эта деталь считается одним из основных узлов для любого переднеприводного автомобиля. Но ШРУСы устанавливают и на заднеприводные авто, и даже на полноприводные. В случае с полноприводными авто, шарнир необходим для обеспечения большей жесткости крепления заднего редуктора. Также за счет применения данного элемента обеспечивается независимость в задней подвеске.

Шарнир внутренний и внешний

Что такое шрус в машине и для чего он нужен Для повышения эффективности работы, трансмиссии машин с передним приводом устанавливают внутренние и внешние шарниры, именуемые трипоидами или триподами. Трипоиды ШРУСа обычно универсальные, у некоторых моделей автомобилей в трипоидах внутренних ШРУСов применяют игольчатые подшипники. Они оснащены роликами и вилкой, допускающие смещение осей и предполагающие работу на углах, не превышающих 20 градусов. Помимо трипоидов есть еще шариковые шарниры.

Обычно шарнир регулировки угловых скоростей представляет собой:

  • сферообразный корпус, соединенный с ведомым валом;
  • обойму с ведущим валом;
  • сепаратор для крепления и удержания шариков;
  • несколько шариков в сепараторе.

Благодаря такой легкой конструкции момент вращения передается ровно и плавно, без потери мощности. Такой шарнир достаточно надежен, и его не сложно заменить в случае выхода из строя.

Головка

Существует несколько основных типов головок для штативов. Основная цель головки штатива — обеспечить крепеж камеры к штативу, позволить перемещать камеру в нужном для съемки направлении и затем, во время съемки, удерживать камеру в зафиксированном положении. Ниже следует краткое изложение различных вариантов головки штатива.

Шаровая головка

По сравнению с некоторыми другими типами головок, шаровая головка представляет собой относительно недавнее изобретение. Конструкция состоит из шарика, заключенного в корпус с зажимной ручкой. Когда ручка ослаблена, шар можно перемещать. Когда камера находится в нужном положении, ручка затягивается, а шарик (и камера) остаются неподвижными.

Шаровая головка штатива
Шаровая головка штатива

Есть также шаровые головки с вторичным и третичным управлением. У некоторых есть панели панорамирования с отдельной ручкой, чтобы зафиксировать голову на оси панорамирования. У других есть регулируемые регуляторы трения и органы управления, которые позволяют регулировать трение главной ручки для более точного управления.

Для позиционирования камеры на 90 градусов по горизонтали многие шаровые головки имеют один или несколько вырезов в корпусе, которые позволяют стержню шара поворачиваться и располагаться под прямым углом к ​​вертикали.

Преимуществами шаровой головки являются ее компактные размеры (по сравнению с 3D головками) и простота использования. Простейшие шаровые головки имеют только одну регулировочную ручку для перемещения камеры почти под любым углом. Кроме того, из-за их простоты, репозиционирование головы часто бывает очень быстрым делом. Благодаря своей универсальности шаровая головка может использоваться для любого типа фотографического применения.

Подготовка к замене

В ходе работ мы будем сливать часть масла из коробки, поэтому запасаемся 2 литрами «на долив». Также перед тем, как заменить внутренний ШРУС, нам потребуется:

  • набор гаечных ключей;
  • домкрат;
  • балонник;
  • смазка WD–40;
  • монтировка;
  • тиски;
  • зубило;
  • плоскогубцы;
  • молоток.

Обязательно закладывается новая смазка, новый пыль Разборка шарнира

Обязательно закладывается новая смазка, новый пыльник. Перед тем, как заменить внутренний ШРУС, желательно также купить новую гайку ступичного подшипника и хомуты на пыльник.

Важно! Производите замену трипоидного ШРУСа поочередно с каждой стороны. В противном случае вы сместите шестерни дифференциала КПП.

Трипоид (внутренний ШРУС) трипоидный подшипник

Во второй половине прошлого века начали разрабатываться автомобили с передним приводом, что потребовало надежного привода на ведущие колеса. Здесь пригодилось запатентованное в 20-х годах изобретение шарнира равных угловых скоростей (ШРУС). Сегодня почти все сходящие с конвейеров легковые машины и внедорожники имеют трипоид (внутренний ШРУС).

Что такое ШРУС и зачем он нужен

Обычные карданные шарниры с задачей поворачивания ведущего направляющего колеса справиться не смогли. Вращение у них передавалось на колеса неравномерно, значительно увеличивалась потеря мощности при повороте. Быстро изнашивались шины и сам шарнир. Валы и другие элементы трансмиссии были перегружены.

У нового шарнира таких недостатков не было. Усилие на ведущий вал передавалось равномерно, не зависимо от угла между соединяемыми им валами. Это достаточно простое устройство можно использовать долго. У него большая мощность при передаче момента вращения. Отсутствуют шумы и вибрация при работе. Поездка и управление в такой машине удобна и комфортна.

Шарнир внутренний и внешний

Для повышения эффективности работы, трансмиссии машин с передним приводом устанавливают внутренние и внешние шарниры, именуемые трипоидами или триподами. Трипоиды ШРУСа обычно универсальные, у некоторых моделей автомобилей в трипоидах внутренних ШРУСов применяют игольчатые подшипники. Они оснащены роликами и вилкой, допускающие смещение осей и предполагающие работу на углах, не превышающих 20 градусов. Помимо трипоидов есть еще шариковые шарниры.

Обычно шарнир регулировки угловых скоростей представляет собой:

  • сферообразный корпус, соединенный с ведомым валом;
  • обойму с ведущим валом;
  • сепаратор для крепления и удержания шариков;
  • несколько шариков в сепараторе.

Благодаря такой легкой конструкции момент вращения передается ровно и плавно, без потери мощности. Такой шарнир достаточно надежен, и его не сложно заменить в случае выхода из строя.

Как сберечь трипоид ШРУСа

Одной из проблем ШРУСа является его несовершенный смазочный механизм. Он фактически представляет собой пыльник, в котором хранится смазка. Учитывая уязвимость этого резинового или пластикового изделия при контакте с препятствиями на дороге, возникает опасность попадания в него и соответственно в трипоид пыли и грязи. Это неизбежно приводит к преждевременному износу механизма.

Этот вопрос нельзя пускать на самотек. При обнаружении свежего повреждения пыльника шарнир следует снять и промыть. После чего поставить новый и заполнив специальной смазкой. Проверив правый пыльник, проделать такую же процедуру с левым. Смазка для трипоидного ШРУСа должна обладать особыми качествами. Она должна предупреждать разрушение трипоида вследствие резких нагрузок на шарнир при начале движения машины, преодоления подъемов, крутых поворотах.

Если такой материал не обладает нужными характеристиками, механизм быстро изнашивается и выходит из строя. Например, применение смазки, содержащей графит категорически недопустимо. Для смазывания трипоидных ШРУСов, кроме тех, что имеют игольчатые подшипники, необходима черная пластичная смазка, которая содержит 3-5 процентов дисульфида молибдена. Она должна иметь нужную консистенцию, чтобы полностью заполнить весь узел.

Поддержание шарниров равных угловых скоростей – важное дело для обеспечения надежной работы трансмиссии. Чтобы не оказываться в сложном положении, стоит сделать правилом периодические осмотры пыльников и своевременную их замену со смазкой шарнира

При поломке хомутов крепления и разрыве пыльника шарнир целиком подлежит замене.

Характеристики трипоидов

За счет того, что в конструкции используются игольчатые подшипники, такие механизмы имеют очень высокую стойкость к износу. Также значительно снижены потери на трение элементов между собой в узле. Трипоидный ШРУС 2110 может изгибаться на угол до 18 градусов. Что касается максимального осевого перемещения, то этот показатель составляет до 55 миллиметров. Механизм способен компенсировать вибрацию двигателя и коробки передач на более чем 60%. Особенность детали еще и в том, что она не может выйти из строя в один момент, оставив машину без возможности дальнейшего движения. Это важно для любителей внедорожной езды и трофи-рейдов. Даже несмотря на хрустящие звуки и вибрации, деталь в аварийном состоянии даст возможность доехать до СТО.

Ноги

У всех штативов триподов есть ноги. Три и это факт. Но есть вариации в том, какой они конструкции и как они работают.

Ножки штатива
Ножки штатива

Секции

За исключением односекционных ножек штатива, большинство ножек штатива телескопируются и складываются для регулировки высоты и транспортировки. Чем больше секций у ног, тем короче они могут быть убраны. Тем не менее чем больше у вас секций, тем меньшей стабильности вы достигнете.

Совет по съемке: если возможно, избегайте удлинения самой маленькой части штатива до упора. Оставляя нижнюю часть частично втянутой, это добавит штативу общую устойчивость.

Материал

Для изготовления ног к современным штативам, существуют три основных материала *: алюминий, угле волокно и дерево. Все они имеют свои преимущества и недостатки.

Материал Достоинства Недостатки
Дерево
  • Поглощает вибрацию
  • Экологичный
  • Термостойкий
  • Долговечный
  • Коррозионностойкий
  • Большой вес
  • Не сворачивается до компактного размера
Алюминий
  • Хорошее соотношение прочности к весу
  • Долговечный
  • Низкая стоимость
  • Холодный на ощупь, когда холодно снаружи
  • Горячий на ощупь, когда снаружи жарко
  • Подвержен коррозии
Углеволокно
  • Хорошо поглощает вибрацию
  • Отличное соотношение прочности и веса
  • Термостойкий
  • Долговечный
  • Коррозионностойкий
  • Дорогой
  • Не столь прочный

* Доступны и другие материалы: от обычного пластика до сверхпрочной стали, но большая тройка указана в таблице выше.

Для борьбы с тепловыми свойствами и обеспечения более комфортного ощущения при переноске многие ножки штатива имеют защитные приспособления для ног, которые можно приобрести в качестве дополнительных аксессуаров для штатива.

Защитный чехол для ножек штатива
Защитный чехол для ножек штатива

Замки для ножек

Многосекционные ножки штатива будут иметь какой-то механизм блокировки, чтобы зафиксировать необходимую длину ног. Двумя наиболее распространенными типами ножных замков являются блокировка флип и поворотный замок.

Флип-замок — это рычаг, который затягивается вокруг следующей меньшей части ножки штатива. Как только ноги будут убраны, или по желанию, вы переверните замок в закрытое положение, и ноги останутся в этом положении.

Поворотный замок обеспечивает фиксацию, поворачивая замок примерно на четверть оборота. Раскрутите, чтобы ослабить замок, вытяните на нужную длину ноги, затем закрутите замок, чтобы зафиксировать длину.

Тип замка также может определять форму секций ножек. Ножки с поворотным замком, неизбежно будут круглыми, в то время как ножки с флип замком, могут быть треугольными или иметь другую форму, позволяющую устанавливать блокировочные замки.

Как выбрать

Этот раздел отчасти про разные классификации триподов, точнее материалы, функционал и т.д. Прежде чем открывать Google, нужно подумать для какого устройства нужна стабилизация и для какой цели.

Устройства:

  1. Телефон, планшет
  2. Фотоаппарат

На штатив для фотоаппарата телефон прикрепить не получится. Селфи-палки оснащены кнопкой, позволяющей сделать фото, что облегчает процесс в повседневной жизни. От выбора устройства зависит максимальный вес, на который рассчитан штатив. Чем больше он может удержать, тем он дороже.

Критерии выбора штатива

В основном эти критерии разработаны для штативов триподов. Все же это гораздо более распространенный вариант подставки под фото и видеокамеру.

1. Штатив должен соответствовать росту фотографа. Самый лучший вариант, если при прицеливании Вам не придется наклоняться.

2. Посмотрите на самую нижнюю позицию, с которой можно будет сделать снимок. Чем она ниже, тем больше у Вас возможностей. С низких точек снимают цветы, грибы и прочие приземные объекты.

3. Штатив не должен раскачиваться от малейшего прикосновения. Если это так, то в ветреную погоду он не сможет быть вам полезен.

4. Уточните, какой вес может выдержать штатив. Возможно со временем Вы приобретете фотокамеру со сменной оптикой, вес которой иногда достигает нескольких килограммов.

5. Проверьте надежность работы «головки» штатива. Головка — это тот узел, к которому собственно и привинчивается сам фотоаппарат. Если головка болтается, установлена нестабильно, то от такого штатива лучше отказаться.

6. На концах ножек должны быть убирающиеся шипы для съемки на льду. Это обычно выдвигающиеся шипы, которые могут быть легко задвинуты обратно внутрь ножек, уступив место резиновым насадкам. Зачем они должны убираться? Например, чтобы поставить штатив на стол, на паркет и прочие глянцевые поверхности и не испортить их.

7. Съемные площадки. Очень удобно, если головка штатива оборудована легко отделяемой деталью, к которой привинчивается фотокамера. Прикрепить такую площадку в полевых условиях гораздо проще и быстрее, чем морочиться с привинчиванием камеры к головке. Желательно, чтобы площадок в комплекте было две или три. Одна для фотокамеры, другая, например, для видеокамеры, третья — запасная.

Ну, и конечно же, стоимость. В зависимости от Ваших финансовых возможностей постарайтесь сразу купить удачный штатив и забыть об этой проблеме. Это гораздо экономичнее, чем сначала купить что-то дешевенькое. Намучиться с ним. Запороть пару-тройку фотосессий, и только потом купить нормальную треногу.

Помните, скупой платит дважды.

В конструкции современных переднеприводных легковушек и полноприводных кроссоверов для передачи вращательного движения от двигателя к передним колесам применяются ШРУСы (или «гранаты»). Шарниры обеспечивают стабильную скорость вращения приводных валов независимо от угла поворота колес и перемещений подвески. Такой тип привода состоит из двух шарниров, внутреннего и внешнего, которые закреплены на полуоси. Внутренний ШРУС вставляется в коробку переключения передач, а наружный закреплен в колесной ступице.

Конструкция внутреннего и внешнего ШРУСов различна: Внутренняя граната компенсирует вибрации двигателя и КПП, а также продольные перемещения полуоси при поворотах, но обладает небольшим углом изгиба. Устройство внешнего шарнира не допускает осевых перемещений рабочих частей, но обеспечивает непрерывную передачу момента вращения при изменении взаимного расположения валов в широких пределах (от 40 до 70 градусов).

Существует две основных модификации этого узла ходовой части автомобиля: шестишариковый ШРУС Рцеппа и трипоидный шарнир равных угловых скоростей. Чтобы определить, какой ШРУС лучше, трипоидный или шариковый, нужно ознакомиться с их рабочими свойствами.

Высота или способ установки

  1. Ручные. Смотри монопод
  2. Настольные
  3. Напольные

Высота на любой вкус, к тому же многие штативы имеют выдвижные элементы, увеличивающие или уменьшающие высоту. Обо все подумали.

В быту триподом часто называют не штатив на трех ногах, а «лайт» версию штатива. Это селфи-палка, у которой есть крепление для установки на стол, нет изменения высоты.

А штатив – конструкция для тяжелого фотоаппарата, с фиксацией высоты. Мы считаем, что трипод – это штатив, а все остальное вопрос ценовых и функциональных предпочтений.

Состав смазки для современных шарниров

Чаще всего эти продукты изготавливаются на основе минеральных масел и дополнительно содержат дисульфид молибдена как антифрикционную присадку. Такая смазка имеет черный цвет, и поэтому многие путают ее с графитовыми смазочными материалами, которые для ШРУСов категорически не подходят. Обыкновенный «Литол-24» имеет слабые антифрикционные характеристики и тоже не походит для шарниров.

Трипоидный ШРУС ВАЗ 2110 и других моделей авто рекомендуют смазывать специальными продуктами на основе бария. Отличие их – это более широкие диапазоны температур, в которых смазка может работать без потери характеристик. Так, она не теряет своих качеств при температурах от -30 до +160 градусов.

Как проверить ШРУС и определить неисправность

Для проверки гранаты машина подвергается нагрузкам, при которых узел будет работать некорректно. Экстремальные условия позволят провести подробную диагностику. Если хозяин автомобиля владеет навыками сборки-разборки, можно снять полуоси, проверить их вручную. Это хоть занимает больше времени, но зато диагноз будет более точным.

Видео

Чтобы диагностика была результативной, заранее следует просмотреть обучающее видео, которое покажет, как можно проверить состояние шарнира, при каких условиях он может считаться изношенным.

Теги