Значение слова ФОРШТЕВЕНЬ. Что такое ФОРШТЕВЕНЬ?

Военно-морской Словарь

форштевень

деревянная или стальная балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль. Для многих классов кораблей характерен определенный наклон форштевня. Так сухогрузные суда начала века имели вертикальный форштевень, у крейсеров и эсминцев форштевень имеет наклон от 55 до 75°, у современных пассажирских лайнеров изогнутая форма. Форштевень ледоколов (как правило, литая, стальная балка с желобом в передней части, исключающим сползание ледокола в сторону) имеют наклон, обеспечивающий вползание ледокола на льдину под действием винтов.

Видео

Функции

Форштевень – это часть, которая в военных кораблях старых типов использовалась как таран против судов поменьше. Подобную задачу могли выполнять также и подводные лодки или миноносцы. Оснащенный тяжелым форштевнем корабль способен пробить наружную обшивку без серьезных для себя повреждений: пробоина образуется над ватерлинией.

Современные судна оснащены форштевнями, способными таранить даже подводные лодки, в изготовлении которых используются очень толстые стальные листы. Поскольку на носовую часть корпуса корабля оказывается сильное воздействие от ударов волн, форштевни небоевых кораблей также должны иметь очень прочную конструкцию.

Какими бывают форштевни?

При выборе того или иного ствола учитывается назначение сосуда и его форма. В судостроении используются следующие виды:

  • Наклонившись вперед. В подводной части носовая часть поворачивается под углом в киль корабля, создавая впечатление тяги вперед. За счет такого форштевня улучшается подъем корабля на волну.

 Луковичный форштевень лодки на поверхности предст

  • Луковичный форштевень лодки на поверхности представлен наклонной или вогнутой линией. Подводная леска имеет форму капли. Ими оснащаются корабли с большой шириной корпуса. За счет использования такой штанги можно добиться снижения волнового сопротивления и увеличения скорости движения. Поскольку этот шток очень чувствителен к гидродинамическим воздействиям во время качки, он усилен продольными и поперечными усилениями.
  • Ледокол. У них такой нос ледяного корабля. Линия этого стебля над водой немного наклонена вперед. Ближе к поверхности воды уклон 30 градусов. Такой же угол сохраняется в подводной части до самого перехода к линии киля. Суда, оснащенные такими форштевнями, могут легко плавать по льду, толкая его своим весом.
  • Клипперский. Имеет форму, похожую на наклонный стебель. Используется на парусных кораблях.

 Прямой. Под водой у него прямая линия, плавно пер

  • Прямой. Под водой у него прямая линия, плавно переходящая в линию киля. На этом форштевне размещены речные суда со свободным палубным пространством, которые плавают по спокойной водной глади. Носовая часть правого борта удобна для обзора пространства перед носом корабля в точках сужения и у причалов.

Особенности управления судами с разными форштевнями

  	 Положение центра плавучести судна зависит от о

Положение центра плавучести судна зависит от объема и формы погруженной в воду части корпуса. Центр плавучести обратного штевня сильно смещен вперед. В результате этого воздействие волны на яхту заметно меньше, чем при других конструкциях.

Еще одна важная характеристика – острота штевня. Этот параметр равен половине угла схождения бортов на штевне. Классическая яхта имеет остроту около 20 градусов, спортивная – до 10. Но подобный форштевень требует длины корпуса не менее 16 метров. Эти качества характерны для высокоскоростных яхт и катамаранов. Но в последние годы подобные корпуса все чаще сооружают для модерновых суперъяхт.

Выбирая яхту, начинайте ее осмотр с форштевня. Именно он определяет ее реальные характеристики и будущее предназначение.

Возврат к списку

Теги