Значение слова КАЛЕНДАРЬ. Что такое КАЛЕНДАРЬ?

Что такое календарь

Календарь является средством, помогающим подсчитывать продолжительные временные интервалы, связанные с периодичностью определенных астрономических явлений — со сменой дня и ночи, с циклами лунных фаз, с переменой времен годового цикла.

Календарь — список в виде таблицы соответствия дней года дням недели, разделенный по месяцам и неделям, а также имеющий отмеченные в нем праздники.

Слово «календарь» произошло от латинского «calendarium», что переводится с древнеримского языка как «долговая книжка». В то время первые числа месяца назывались «календы», и именно в эти дни следовало выплачивать долговые проценты.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Зарождение первых календарей началось еще во времена древнейших цивилизаций. Они были необходимы для планирования хозяйственной деятельности и празднования религиозных событий. Несмотря на свою примитивность, древнейшие календари помогали устанавливать начало и окончание сезона дождей и разливов рек, что было важным для сельского хозяйства.

При этом каждый народ по-своему вел отсчет историческим событиям:

  • римляне — от основания Рима (573 г. до н.э.);
  • иудеи — от сотворения мира (по их хронологии это было в 3761 г. до н.э.);
  • египтяне — от начала правления очередной царской династии;
  • вифиняне и парфяне — от дня, когда вступил на трон первый царь.
Примечание

Создание точного, совершенного календаря — задача сложная, и до сих пор до конца не решена. Над ней ломали головы физики, математики и астрономы еще с древних пор, рассчитывая временные интервалы движения космических тел и пытаясь синхронизировать их между собой.

Видео

Эпакт

Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха. Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.

Энциклопедия иудаизма

календарь

(Луах hа-шана) В Торе нет никаких данных о том, как делили год в эпоху патриархов, но со временем, когда сыны Израиля осели в стране Ханаан и из кочевых пастушеских племен превратились в народ земледельцев, они начали делить год по сезонам полевых работ, например: пахота, посев, жатва, молотьба и т. д. В раскопках древнего Гезера была найдена глиняная табличка, на которой высечены древнееврейским шрифтом названия месяцев, соответствующие сельскохозяйственным сезонам. В Торе называются месяцы по их порядковым номерам: месяц первый (нисан*), месяц третий (сиван*), месяц седьмой (тишри*) ; некоторые по именам: авив (весна), зив (сияние) и т. д. В книгах поздних Пророков и в Писаниях упомянуто несколько названий месяцев, принятых и поныне: кислев* (Зхария), тевет*, адар*, нисан*, сиван* (Книга Эстер), элул* (Нехемия). Эти названия месяцев, равно как и остальные, используемые в современном еврейском К., принесли в Эрец Исраэль евреи, вернувшиеся из вавилонского плена. Еврейский К. — солнечный и лунный одновременно. Время одного оборота луны вокруг земли равняется одному месяцу. Месяц начинается с появлением луны в виде тонкого серпа (рождение луны). Лунный серп растет от ночи к ночи и, пройдя максимальную величину (полнолуние), начинает уменьшаться в размерах, пока не исчезнет совсем, а затем появляется вновь в виде серпа. Месяц длится 29 дней, 12 часов и три четверти часа. Так как неудобно считать месяц неполными днями, постановили хазал*, что месяц длится 29 дней (неполный) или 30 дней (полный), почти поочередно. В древности определяли начало месяца по показаниям свидетелей, которые сообщали Синедриону (в Эрец Исраэль), что видели новую луну. Если на тридцатый день месяца свидетели не объявлялись, Синедрион «округлял» месяц до тридцати дней, а следующий день считался началом месяца. Евреям рассеяния Синедрион объявлял посредством посланцев о наступлении праздничного дня. Ведение К. было особой привилегией Эрец Исраэль, ибо месяцы и праздники определялись во всех странах диаспоры* по постановлению Синедриона, и мудрецы диаспоры не имели права определять наступление праздников и первого дня месяца по своему разумению, даже когда могли вычислить точно. Если посланец Синедриона не прибывал в ту или иную общину вовремя, евреи этой общины праздновали два дня, чтобы избежать ошибки, — на случай, если Синедрион «округлил» месяц. Посему второй день праздника называется «Вторым днем праздника диаспоры». Когда вследствие преследований и гонений перестал существовать Синедрион в Эрец Исраэль, и возникла угроза единству нации (в случае, если бы разные общины перестали отмечать праздники и посты одновременно), р. Гилель II решил обнародовать К., по которому были установлены для всех общин Израиля, где бы они ни находились, даты праздников. При этом он все же обязал евреев диаспоры отмечать и в будущем два дня праздника. Только Рош ra-Шана* (Новый год), который является и началом месяца, принято было праздновать в течение двух дней и в Эрец Исраэль, чтобы не рисковать нарушить святость праздника. Эти два дня именовали «йома арихта» (арамейский) — «один длинный день». К., обнародованный Гилелем, остался в первоначальном виде и по сей день. Основой еврейского К., как было уже сказано, служит время оборота луны вокруг земли. Двенадцать лунных месяцев составляют простой год. Такой год длится 353 дня (неполный год, если месяцы мархешван* и кислее* не полные, то есть длятся 29 дней каждый), или 354 дня (нормальный год, если мархешван неполный, а кислев полный), или 355 дней (полный год, когда и кислев и мархешван полные). Лунный год в среднем короче солнечного года на 11 дней. Так как Тора приурочивает праздники наши к определенному сезону: Песах* — к весне, Шавуот* — к жатве, а Суккот* — к уборке урожая, — постановили хазал время от времени добавлять к году месяц (адар* -30 дней). В таком году 13 месяцев, и он называется «шана меубэрет» (високосный, или «беременный» год). Высчитали мудрецы наши, что период продолжительностью в 19 лунных лет (малый лунный оборот) на семь месяцев (210 дней) короче 19-ти солнечных лет. Поэтому решили они добавлять к 19-ти лунным годам семь месяцев и уравнять их, тем самым, с 19-ю солнечными годами. Таким образом, в каждом девятнадцатилетнем малом лунном обороте есть 12 простых и 7 високосных лет. Високосные годы в периоде: третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый. Чтобы выяснить, простой год или високосный, делят порядковый номер года (по еврейскому летосчислению) на 19, и если нет остатка или остаток равен 3, ., 8, 11, 14 или 17, то значит год — високосный; если остаток иной, год — простой. Мудрецы установили: первый день Рош hа-Шана не должен приходиться на воскресенье, среду или пятницу. И если новолуние выпадает на один из этих дней, Новый год отодвигают на следующий день.

Луна как мерило времени

Когда составляется лунный календарь на год, за основу берется смена фаз земного спутника. Таким образом, месяц составляет 29,53 дня. Но получающийся «хвостик» после запятой не отображается в календаре, и поэтому за 30 лет постепенно набегают еще 11 лишних суток. Но есть приверженцы и последователи подобного исчисления времени. Ярким примером служат мусульманские страны.

На основе лунного календаря разрабатываются рекомендации, следуя которым, можно привлечь удачу и добиться успеха. Многие огородники сверяются с фазами спутника, чтобы начинать определенные земельные работы. Творчество, денежные вопросы и личные отношения также связывают с влиянием Луны. Некоторые даже учитывают ее положение, чтобы сделать стрижку.

Виды календарей дат

Классификация проводится по временному отрезку, то есть календарь может быть ограничен:

  • событием;
  • месяцем;
  • годом.

Рассмотрим основные типы.

Событийные

Обычно такие варианты посвящаются определенному событию:

  • свадьбе;
  • дню рождения, в том числе юбилею;
  • получению  награды;
  • государственному празднику и пр.

Такие календари содержат тематические фотографии в рамках события, требуют соответствующего оформления. Чаще всего они предполагают эксклюзивное изготовление небольшим тиражом.

Ежемесячные

Ежемесячные

Такая продукция представляет датировку по месяцам. Формат выбирается с учетом удобства использования. Календарная сетка может быть выполнена так, что каждый день представлен в виде пустой клетки. Это позволяет оставлять записи. Удобный способ оставлять напоминания, подсказки, планировать простые дела.

Годовые

Годовые

Предполагают разбивку по месяцам, неделям и дням. Иногда делаются сразу на несколько лет. Формат подбирается индивидуально, обычно это А4, А3 и А2.

Ежедневные

Ежедневные

Имеют несколько вариантов исполнения. Чаще всего предполагают возможность оставлять заметки на каждый день. Размеры, изображения и прочие параметры зависят от желания заказчика.

Квартальные

Квартальные

Одни из «хэдлайнеров» среди всех видов печатных календарей, поэтому многие типографии заранее, еще до наступления осенне-зимнего сезона, печатают сетку большими тиражами. Обычно такая продукция заказывается в декабре – в последний месяц перед наступлением нового года.

При наличии готовой календарной сетки гораздо быстрее изготовить продукцию. Для этого утверждается дизайн-макет обложек, которые затем печатаются и полностью производятся.

Обычно квартальные календари имеют такую конструкцию:

  • подложка – мелованный картон плотностью 350 г/м2;
  • три перфорированных блока по 12 листов с печатью на офсетной бумаге плотностью 80 г/м2.

Элементы между собой сшиваются металлической пружиной. Все это дополняется курсором и рекламной основой. В итоге получается удобный инструмент для среднесрочного планирования в рамках квартала (3-х месяцев). Все виды квартальных календарей пользуются большой популярностью среди офисов.

Производственные календари

Продукция предполагает точное отражение рабочих, предпраздничных (сокращенные рабочие дни), праздничных и выходных дней в году. Поэтому такие календари создаются с учетом законодательства. В них демонстрируются сведения об общем числе рабочих дней за месяц и квартал.

Производственные календари пользуются спросом у бухгалтеров, HR-специалистов и прочих сотрудников.

Кто и как начал подсчитывать дни?

Учёные считают, что первый календарь был уже в пятитысячном году до н.э., когда египтяне записывали цикличность погодных перемен. В те далёкие времена полукочевые скотоводы подметили, что река Нил разливалась в одно и то же время, и это совпадало с появлением на небосклоне звезды Сириус. Когда они не успевали до розлива реки, теряли урожай.

Потому стали тщательно отмечать начало календарног

Потому стали тщательно отмечать начало календарного круга, а потом по своим заметкам определяли, когда река выйдет из берегов, когда дожди пойдут, когда засуха наступит.

А ещё календарный счёт проводили по движению небесных тел и из смены дня и ночи: солнечный – по Солнцу, лунный – по Луне, лунно-солнечный – по передвижению обоих светил. В Древней Месопотамии шумеры по изменению формы Луны от узкого серпа до полного шарика и обратно вычислили временной интервал — месяц, который у них насчитывал 29,5 деньков. Записывая каждую дату лунного появления, наблюдая за солнечными восходом и заходом, они стали соотносить сутки-месяц-год.

Вообще каждый древний народ по-своему ухитрялся ме

Вообще каждый древний народ по-своему ухитрялся метить важные для него события, потому в году было разное количество дней, да и сам календарный год брал начало в разное время. Так, римляне брали отсчёт от основания Рима, евреи и византийцы – от сотворения мира, египтяне – с первого дня прихода к власти каждой новой императорской династии.

У римлян в летоисчислении было лишь 10 месяцев и всего 304 дня. И со всем этим разнообразием, несомненно, рано или поздно возникла путаница.

Разрешил календарную проблему древнеримский Юлий Цезарь. Как-то он побывал в Египте и узнал, что египтяне между разливами Нила и утренними восходами Сириуса насчитывали 365 дней, год делили на 12 месяцев по 30 деньков каждый, а в конце добавляли ещё 5 праздничных дней. Дал задание своим  астрономам проверить, почему в Риме не так.

Они египетские расчёты с годовым перемещением Солн

Они египетские расчёты с годовым перемещением Солнца между звёздами взяли за основу и посчитали-согласились, что 365 дней складываются в 1 простой год, а каждый четвёртый год решили сделать високосным, на  день подлиннее.

Високосный год компенсировал «хвостики» в 0,25 суток, т.к. александрийскими астрономами годовая продолжительность была посчитана поточнее — в 365,25 суток. Так и появился новый календарь Цезаря — юлианский, пришедший на замену старому римскому. Кстати Цезарь был ещё и  первый, кто приказал отсчитывать новый год с 1 января.

А названия месяцев у римлян сначала были вот такими:

  • январь — по имени бога Януса;
  • февраль — по имени бога Фебрууса;
  • март — от бога Марса;
  • апрель — от латинского «раскрывать», т.к. в этом месяце оживает природа, и распускаются почки;
  • май — по имени богини Майи;
  • июнь — по имени богини Юноны;
  • квинтилис, или пятый;
  • секстилис, или шестой;
  • сентябрь, или седьмой;
  • октябрь, или восьмой;
  • ноябрь, или девятый;
  • декабрь, или десятый.

Это интересно! Римский сенат отблагодарил Цезаря за новый упорядоченный календарь и дал квинтилису — месяцу, когда родился Юлий, его имя — июль.

Поправку в простой, вычисленный по Солнцу, но не совсем, как оказалось, точный цезаревский календарь внёс папа Римский Григорий-XIII. Он ввёл своё летоисчисление на основе цикла земного обращения вокруг Солнца и смены лунных фаз, и сделал это ещё точнее — в 365,2425 суток, которая оказалась ближе к реальной длительности года.

Кроме того, астрономы подметили, что по юлианскому

Кроме того, астрономы подметили, что по юлианскому календарю церковные праздники, в том числе и дата самого главного из них – Пасхи, постепенно сдвигаются за каждые 128 лет на целые сутки, что для церкви было недопустимо. В итоге стали жить по новому стилю, на который перешли в 1582-м году многие европейские страны, время сдвинули сразу на 10 суток вперёд, и у некоторых народов 4 октября 1582-го года сразу стало по счёту 15-м.

«Чем же он отличается, — спросите вы, — этот новый стиль?» Григорианский календарь в каждой сотне лет считает високосным последний по счёту год лишь тогда, когда его порядковый номер делится на цифру 4, например, 2000-ый, 2400-ый, в то время как юлианский считал високосным любой четвёртый год, шедший по счёту после трёх простых. В результате нововведений за каждые 4 столетия мы «теряем» по трое суток, никуда не сдвигаемся, и лишние дни не копятся.

Католическая Энциклопедия

календарь

(лат. calendarium, от Kalendae — первые дни каждого месяца) — система деления времени на дни, месяцы и годы, в которой особым образом зафиксированы дни праздников. Наука, занимающаяся расчетом и делением времени, называется хронологией. Помимо расчета времени, необходимого для ведения хозяйственной деятельности, одной из важнейших целей К. с его период. циклами праздников с самого начала являлось сохранение памяти о том, что лежало в основе каждой из культур. Поэтому К. всегда был связан с рел. представлениями, а в Новое время — также и с идеологией (напр., франц. революционный К.). Первую шкалу деления времени человечеству представили астроном. явления, а именно видимое обращение вокруг Земли двух гл. светил небосвода — Солнца и Луны. К. подразделяются на лунные, солнечные и лунно-солнечные. Осн. сложностью в составлении календарных систем является то, что количество дней как в лунном месяце, так и в солнечном годе выражается не целым, а дробным числом, причем число дней солнечного года не является кратным числу дней лунного месяца. В Вавилонии в нач. III тыс. до н.э. был создан лунный К. с 12 месяцами в году, начинавшимися в момент появления на небосклоне рождающегося месяца. Началом года было выбрано весеннее равноденствие. Месяц состоял из 29 или 30 дней. Чтобы начало года не смещалось относительно дня весеннего равноденствия, добавлялся еще один, 13-й месяц. С 380 до н.э. был принят 19-летний цикл, в течение которого 7 раз добавлялся дополнительный месяц. Вавилонские ученые, проводившие астрон. наблюдения за Луной, вели отсчет суток начиная с полуночи; эта традиция сохранилась и в совр. К. К вавилонской традиции восходит также 7-дневная неделя: в обрядовых вавилонских К. обозначались т.н. «счастливые» и «несчастливые» дни, причем последние приходились, как правило (хотя и не всегда), на 7-й день или на день, кратный 7, в который предписывалось избегать всяких дел; также и сам термин суббота, заимствованный древними евреями (šabbat, греч. σάββατου, лат. sabbatum), аккадского происхождения (šabattum или šapattum — полнолуние). В Древнем Египте вначале также использовался лунный К.; позже был создан древнейший солнечный К., год в котором состоял из 365 дней и был короче астрон. тропического года на 0,24 дня. На основании наблюдений за восходом самой яркой звезды Сириус (Сотис) егип. жрецы установили продолжительность года в 365,35 дня, и этот уточненный К. был введен, вероятно, в 2781 до н.э. Год подразделялся на 3 части по 4 месяца, что было связано с с.-х. работами: период разлива Нила, период сева и сбора урожая. Год имел 12 месяцев по 30 дней, которые делились на декады (10 дней). Древнееврейский К. Со времени Вавилонского пленения (586–537 до н.э.) евреями был принят лунно-солнечный К. Началом рел. года у евреев был день весеннего равноденствия — 14 число месяца авив, который после пленения получил название нисан. Гражданским началом года был праздник сбора урожая — 1 тишри. Сутки начинались вечером (Быт 1, 5). Большое значение имело число 7: неделя состояла из 7 дней, каждый 7-й год был «годом субботним», а каждый 50-й (следующий после 49-го, равного 7і7) — юбилейным. Древний Рим. В Древнем Риме вначале существовал лунный К., т.н. год Ромула состоял из 10 месяцев, из которых 1-й, 3-й и 4-й носили имена рим. божеств (Martius (март) — от Mars, Martis — Марс, Majus (май) — от Maja — богиня плодородия, Junius (июнь) от Juno, Junonis — Юнона); название 2-го месяца — Aprilis (апрель) — восходит к глаголу aperire — открывать; названия месяцев с 5-го по 10-й образованы от лат. порядковых числительных: Quintilis (пятый), Sextilis (шестой), September (седьмой), October (восьмой), November (девятый), December (десятый). Затем (вероятно, царем Нумой Помпилием) были введены в конце года еще два месяца: Januarius (январь), названный в честь бога Януса, покровителя начала, входа, и Februarius (февраль), название которого восходит к фебруалиям — обряду ритуального очищения (или, по др. версии, к лат. febris — лихорадка, простуда). В 153 до н.э. начало года было перенесено на 1 января, когда рим. консулы вступали в свою должность. При этом прежние названия др. месяцев по порядку сохранились, хотя, по сути, September стал теперь девятым, October — десятым, November — одиннадцатым, а December — двенадцатым. В I в. до н.э. месяц Квинтилий был переименован в честь имп. Юлия Цезаря в Julius (июль), а Секстилий — в Augustus (август), в честь имп. Августа. 7 месяцев имели по 29 дней, 4 месяца — по 31 дню, и февраль — 28 дней. Поскольку всего в году было 355 дней, раз в 2–3 года добавлялся короткий (20 дней) месяц маркедоний. Обозначение числа месяца было связано с тремя гл. днями, от которых велся отсчет. 1-й день каждого месяца назывался календы (Kalendae), 5-й или 7-й день — ноны (Nonae), 13-й или 15-й день — иды (Idus). В марте, мае, июне и октябре ноны приходились на 7-й день, а иды — на 15-й, в остальные месяцы — соответственно на 5-й и 13-й день. Остальные даты обозначались путем отсчета от этих трех гл. дней месяца (напр., «накануне ноябрьских календ» означало 31 октября). Вместо 8-дневной недели, называвшейся nundinae (досл. «девятидневка», ибо она включала и предыдущий день отдыха), в I в. до н.э. была ведена 7-дневная неделя (septimana, hebdomada). Каждый день носил имя определенного божества: понедельник — день Луны (dies Lunae, отсюда итал. lunedi, франц. lundi); вторник — день Марса (dies Martis, итал. martedi, франц. mardi); среда — день Меркурия (dies Mercurii, итал. mercoledi, франц. — mercredi); четверг — день Юпитера (dies Jovis, итал. giovedi, франц. jeudi); пятница — день Венеры (dies Veneris, итал. venerdi, франц. vendredi); суббота — день Сатурна (dies Saturni, англ. Saturday); воскресенье — день Солнца (dies Solis, англ. Sunday). Вначале гл. днем недели был день Сатурна, а со времени имп. Веспасиана (ум. в 79) — день Солнца. Юлианский К. Реформу К. произвел рим. имп. Юлий Цезарь, по имени которого К. получил название юлианского. Необходимость проведения реформы К. была вызвана несовпадением лунного и солнечного циклов. Новый К. был разработан александр. астрономом Сосигеном и введен Юлием Цезарем 1.01.46 до н.э. Основой юлианского К. является солнечный год длительностью 365,25 дня, т.е. на 11 минут дольше, чем астрон. тропический год (365 дней 48 мин и 46 сек). 3 года имеют по 365 дней, после которых наступает 1 год с 366 днями. Христианство. Раннехрист. общины вначале использовали древнеевр. К., влияние которого отразилось в т.ч. на исчислении пасхалии, связанной с лунным К. Одновременно Церковь пользовалась общепринятым в Рим. империи юлианским К., в который были введены христ. праздники. В 7-дневной неделе праздничным днем стало воскресенье (день Господень). С развитием астрономии стала очевидной неточность юлианского К. Его реформа была предпринята Папой Григорием XIII. Специальной астрон. комиссией был разработан новый К., который по имени Папы был назван Григорианским К. Введенный папской буллой Inter gravissimas 15.10.1582, он в наст. время является общепризнанным К. во всем мире. Однако некоторые Церкви (в т.ч. Русская Правосл. Церковь) по-прежнему используют юлианский К. Французский революционный К. В стремлении низвергнуть наследие прошлого франц. революционеры отменили также и григорианский К., т.е. К. Католической Церкви, и 5.10.1793 ввели революционный К., в котором эра от Рождества Христова была заменена на революционную эру, началом которой стало 22.09.1792 — день провозглашения республики. Вместо прежних названий месяцев были введены новые: плювиоз («дождливый», январь), вантоз («ветреный», февраль), жерминаль («месяц набухающих почек», март), флореаль («цветущий», апрель), прериаль («луговой», май), мессидор («месяц жатвы», июнь), термидор («жаркий», июль), фрюктидор («плодоносный», август), вандемьер («месяц виноделия», сентябрь), брюмер («туманный», октябрь), фример («холодный», ноябрь), нивоз («снежный», декабрь). Вместо 7-дневной недели были введены декады, а дни получили названия в соответствии со своим порядковым номером: примиди, дуоди и т.д. Каждый день вместо памяти святых был связан с с.-х. продуктами (напр., «день клубники»), животными (напр., «день лошади») или орудиями производства (напр., «день плуга»). Гл. праздниками стали взятие Бастилии, штурм Тюильри, казнь короля Людовика XVI, падение Жиронды. Была предпринята также попытка реформировать и систему деления суток, в которых должно было стать 10 ч по 100 мин, которые состояли бы из 100 сек. 1.01.1806 революционный К. был отменен имп. Наполеоном I, позднее возрожден во время Парижской коммуны, но действовал только 2 месяца (18.03–28.05.1871). Литургический К. представляет собой систему подвижных и неподвижных праздников литургического года. В Католической Церкви существуют: общий литург. К. (calendarium Romanum generale), который содержит общеобязательные праздники римского обряда; частный литург. К., включающий собственные праздники отдельных Церквей и монаш. орденов; постоянный К. (calendarium perpetuum), содержащий праздники, связанные с определенными датами; ежегодный К. (calendarium annuale), который приводит праздники на определенный год; региональный К. (calendarium regionale), предназначенный для определенного региона или государства, который соотнесен с общим К. Наиболее древними литург. К. являются составленные в Риме в IV в. Depositio martyrum и Depositio episcoporum Romanorum. Лит-ра: Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1970; Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975; Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст (1978), 62–119; Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985; Langdon S. Babylonian Menologies and the Semitic Calendars. NY., 1935; Kessen A. Le Calendrier de la RОpublique FranНaise. P., 1937; Parker A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1951; Chronologia polska. Wwa, 1957; Denis-Boulet N.M. Le calendrier chrОtien. P., 1959; Winniczuk L. Kalendarze staroэytnych GrekЧw i Rzymian. Wwa, 1960; Goudoever J. van. Biblical Calendars. Leiden, 1961; Levi L. Jewish Chronomy. NY., 1967; Couderc P. Le calendrier. P., 1970; Zajdler L. Dzieje zegara. Wwa, 1977; ZwoРniak П. Kalendarze. Wwa, 1981; Adam A. Ostern alle Jahre anders? Zur Geschichte und Verbesserung der Kalender. Paderborn, 1994; Dziura R., WИsowicz H., Gigilewicz E. // EK 8, 351–375; Czas i kalendarz / Red. Z. Kijas. Kr., 2001. В. Задворный

Основные форматы календарей

Формат в большинстве случаев зависит от того, для каких целей и где будет использоваться календарь. Чаще всего типографии готовят продукцию стандартных размеров – изделия, проверенные временем. Приведем краткое описание популярных форматов календарей.

Настенные

Различают такие виды настенных календарей:

  • листовые;
  • отрывные;
  • квартальные;
  • перекидные.

Как правило, такая продукция производится А4 формата и больше (вплоть до А1). Размер определяется технологическими возможностями, задачами и условиями использования. Если календарь нужно применять на выставке или в офисе, который регулярно посещают клиенты, тогда стоит производить его большого формата, чтобы его было заметно издалека. В качестве основы может использоваться не только картон или бумага, но и другие варианты: холст, пленка, дерево.

Настольные

Настольные

Размещаясь на столах, тумбочках, комодах и прочей подобной мебели, они обеспечивают максимальную информативность. Все виды настольных календарей имеют компактные размеры, чтобы не загромождать пространство, при этом могут содержать красивые пейзажи, фотографии людей, снимки знаменитых мест, высказывания известных личностей и т. д.

Бывают:

  • перекидные;
  • неперекидные: «пирамидка», «домик».

Настольные календари могут представлять собой «домик», имеющий блок, состоящий из 6 или 12 листов. В качестве крепления может использоваться пружина. В таком формате календарь может отображать день, неделю, месяц.

«Пирамидки» имеют 3 боковых стороны и одну – основание. Перекидные модели зачастую содержат логотип и название компании (бренда), слоган, координаты, список товаров или услуг, которые предлагает предприятие.

Как правило, для производства календарей настенного типа используется мелованная бумага плотностью 300 г/м2. Возможные границы формата продукции – от 100х200 до 210х210 мм. Дополнительно может применяться постпечать.

Карманные

Карманные

Если раньше такие календари производили в основном размером 70х100 мм, сегодня можно встретить множество других модификаций. Иногда такая продукция изготавливается из пластика (86х54 мм), однако в большинстве случае используется мелованный или немелованный картон плотностью 280–300 г/м2. Также обязательно проводятся постпечатные работы. Например, для повышения удобства и долговечности использования применяется круглая вырубка углов и ламинация.

Карманные изделия зачастую имеют с одной стороны календарную сетку, с другой – рекламу. Преимущество такой полиграфической продукции – она всегда может быть под рукой. Удобный формат это позволяет. Поэтому календарик должен быть ярким, но при этом ненавязчивым. Для этого стоит хорошо продумать дизайн, который будет выражать оригинальную идею и позволит стать спутником каждого партнера или клиента.

Оригинальные

Это нестандартная продукция, которая зачастую производится единичными экземплярами, максимум – партия для корпоративных целей или участников события. Часто они изготавливаются в виде фигур. Оригинальные календари разрабатываются индивидуально:

  • дизайнер создает необычный макет с учетом потребностей клиента (фирменного стиля, особенностей последующего использования и т. д.) и нюансов технологии;
  • производство последовательно выполняет все операции для получения цельного продукта.

Оригинальные календари производятся в ограниченном количестве для презентации сотрудникам, клиентам или партнерам в честь определенного события: дня рождения компании, общего праздника (например, накануне Дня Победы, если предприятие занимается продажей армейской экипировки, и т. д.). Такая продукция может стать презентом близкому человеку, если будет отображать ценные снимки, теплые слова и пр.

Погрешности

Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность — то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой.

За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198. Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год.

Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы. Однако с точки зрения гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.

Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.

Сравнивая календари по точности, стоит иметь в вид

Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь — это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о времени обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.

Церковное летоисчисление

Многие люди, приходя в храм, сталкиваются с совершенно другим летоисчислением. Дело в том, что православный календарь придерживается юлианского стиля, поэтому происходит расхождение. Ведь за тысячелетия существования он постепенно стал отставать от реального времени, и сейчас разница составляет две недели.

Католические страны приняли во внимание данный факт и пришли к григорианскому календарю. А вот православные люди не приняли во внимание новый стиль и придерживаются старого летоисчисления. Однако православный календарь некоторых стран все же изменился. Он получил название новоюлианского, который сейчас совпадает с григорианским.

Вообще церковные календари имеют свои особенности. Поэтому разбираясь, что такое календарь, важно учитывать страну его происхождения и религию ее народа. Так, существуют ведическая, буддистская, исламская, коптская системы летоисчисления. При этом используются разные мерила: Луна, Солнце, звезды, возникновение династии. Поэтому их время отличается от официально принятого в европейских странах.

Вечный календарь

(Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У.Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний – 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник – День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

Теги