Значение слова СУПРЯДКИ. Что такое СУПРЯДКИ?

Русская народная вечёрка — не только отдых

Молодежные беседы могли делиться на «игримые» и «рабочие». На таких молодёжных посиделках парни видели девушек не только в гулянии, но и за работой. Оценивали, какая девушка станет хорошей хозяйкой дома.

Осенью и зимой девушки часто собирались на «прядимые» посиделки, их же иначе зовут супрядками. Провести на супрядках девушка могла весь день, с утра до вечера. Часто днём молодые девушки и девочки пряли совместно со старшими женщинами: слушали их рассказы о жизни, перенимали мастерство. А уж вечером в избе оставалась только молодёжь и к девушкам в гости заглядывали парни.

Ещё один вид рабочих посиделок — капустные вечёрки. Осенью, когда собран урожай капусты, девушки и женщины собирались в одной избе. Наряжались при том в лучшие одежды, чтобы показать свою красоту. Днём рубили и квасили капусту. К вечеру готовили капустные пироги и приглашали на вечёрку парней.

Волшебная палочка — магия славянского веретена Подробнее

Видео

Видео

Где встречались участницы супрядок

Девушки со всей деревни собирались на супрядки в избе у кого-нибудь из участниц. Избу чаще всего заранее «откупали» — например, во время посевных работ помогали хозяевам дома, родителям девушки. Иногда вечеринки устраивали по очереди в домах у девушек.

Участницы могли ездить на супрядки и в соседние деревни, чаще всего к двоюродным сестрам: гостили там около недели, помогали в работе, а затем «перегащивались» — везли родственниц в свою деревню.

Вечерние посиделки на Большие Велесовы Святки

В Велесовы дни вечерние посиделки волшебные! Собирались девушки в одной избе, да не столько пряли, сколько о женихах разговор вели, вечером же непременно святочные гадания начинались.

Способов святочного гадания много ведали девицы: пели подблюдные песни, раскладывали бобы по счету, капали воск в чашу с водой. На супрядках гадали на ниточках, спряденных «наопак», значит, веретено девушка крутит противосолонь левой рукой. Две нити нарекала девица своим именем и именем парня, что ей люб, бросала нити в таз с водой, смотрела: вместе ли поплывут ниточки, ждать ли свадьбы с милым?

На Большие Велесовы Святки вечерние посиделки часто были «игримыми». На супрядки заглядывали парни из соседних изб, из других деревень. Потому в Велесовы дни девицы на супрядки красиво наряжались, брали веретенце с напряденными уж нитями, показать свое мастерство, а уж как придут парни на женские посиделки – будет не до работы. Чтобы девушек в игры, танцы вовлечь, парни могли и прялку спрятать, веретено отнять, кудель поджечь. Девушки выкупали веретена поцелуем, после чего начинались игры, песни, танцы.


  	 «Игримые» вечерние посиделки девушек с парня
«Игримые» вечерние посиделки девушек с парнями

Как проходит русская вечёрка

Вот как описывают молодежные посиделки те, кому удалось побывать на них:

«Самою удобною порою для народныхъ увеселенiй служитъ осень и зима; тогда крестьянину‒молодцу и крестьянкѣ‒дѣвушкѣ всего свободнѣе.

За исключенiемъ дней предъ праздниками и воскресеньемъ, ежедневно молодцы и дѣвушки собираются по вечерамъ въ какую-либо просторную избу изъ одной или нѣсколькихъ деревней, смотря по сплоченности населенiя. Собранiя эти извѣстны подъ названiемъ «бесѣды». Развлеченiемъ на бесѣдахъ бываетъ: пѣсня, гаданье въ карты, пляска, танцы, а главное‒разговоръ молодца съ избранной красоткой».

Олонецкие губернские ведомости. 1878
А вот так проходят беседы «прядимые», которые инач

А вот так проходят беседы «прядимые», которые иначе зовутся супрядками:

«Какъ скоро окончатся полевыя работы, и женщины приготовятъ ленъ для пряжи, у насъ, въ Ухтѣ, начинаются бесѣды, т.е. собираются дѣвицы, по вечерамъ, куда-либо, для пряжи, и вмѣстѣ съ тѣмъ, для препровожденiя долгихъ осеннихъ вечеровъ съ своими бесѣдниками. Чаще всего они собираются на бесѣду, въ домъ какой-либо вдовы, и приходятъ къ ней цѣлую зиму, а иногда и нѣсколько зимъ къ ряду. Въ такомъ случаѣ, домъ этотъ прiобрѣтаетъ общую извѣстность‒ сходбища дѣвицъ. При входѣ на бесѣду въ будничное время, глазамъ вашимъ представится: лавки всѣ заняты дѣвицами всякаго возраста (у насъ большой и малый ходятъ на одну бесѣду), сидящими за прялками и усердно прядущими ленъ, одѣтыми въ ситцовыя рубашки и печатныя изъ холстасарафаны.

На полу сидятъ только что прибывшiе молодые парни, въ рабочихъ, холстомъ крытыхъ полушубкахъ, въ шапкахъ. Молодцы собираются идти по кругу (обнимать сидѣвшихъ на лавкахъ дѣвицъ). Обошедши, они кланяются, снимая шапки, и благодарятъ дѣвицъ за обнимъ. Нѣкоторые изъ нихъ долго засиживаются у своихъ избранныхъ собесѣдницъ и сообщаютъ имъ свои деревенскiя новости…»

Олонецкие губернские ведомости. 1882

Теги