Значение слова СЮЖЕТ. Что такое СЮЖЕТ?

Сюжет и фабула

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

  • Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.
  • Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями , которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором — «сюжетом».

Видео

Типология сюжетов

Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].

Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам»[3].

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один, Аттис)

Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.

Фабула

Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.

Элементы фабулы:

  • экспозиция (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • завязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • кульминация (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • развязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • эпилог (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • интрига (развитие действия в романе)
  • коллизия (столкновение интересов действующих лиц)

Примеры сюжетов

Борхес в новелле «Четыре цикла» писал, что существует всего 4 сюжета и 4 героя:

  • осажденный город («Троя»);
  • возвращение («Жизнь Пи»);
  • поиск («Индиана Джонс»);
  • самоубийство бога («Бердман»).

В литературе и киноиндустрии эти четыре модели персонажей и их исканий используются и по сей день. Они обросли творческими мышцами, расширились и в эпоху постмодернизма приобрели множество ответвлений и симбиозов. Придумать сюжет сегодня без поглощения ярких примеров из прошлого сложно. Поговорим о некоторых из них по заветам Жоржа Польти.

  • Загадка. Обязательный элемент детективов и триллеров. Вокруг некой тайны крутится все повествование, разгадка раскрывается в самом финале. Все остальное время герои пытаются до нее добраться. Иногда встречаются и «загадка в загадке», и «загадка-обманка» («Шерлок Холмс», «Достать ножи», «Убийство в Восточном экспрессе»).
  • Ненависть к близким. В силу бытовых обстоятельств ненавидящие друг друга люди вынуждены жить вместе. Конфликт в какой-то момент достигает апогея, чаще всего финал трагичен («Нелюбовь», «Все умрут, а я останусь»).
  • Самопожертвование во имя идеала (веры). Классическая библейская история, в которой харизматичный персонаж несет свои идеи и гибнет за них («Страсти Христовы», «Жанна Д’Арк»).
  • Соперничество неравных. Представляется как физическая и психологическая борьба людей из разных социальных слоев («Гладиатор», «Фаворитка»).
  • Потеря близких. Персонаж проходит душевный катарсис и перерождается («21 грамм», «Жить»).
  • Похищение. Месть или попытки мирного решения конфликта («Пленницы», «Заложница», «Выкуп»).

Эта лишь малая часть имеющихся подходов. И выбор здесь – исключительно дело вкуса. Главное, чтобы схема была вам удобна и в итоге помогла написать сюжет.

Теги